Один из первых героев русских былинных эпосов, богатырь-великан Святогор, сказания о котором вобрали мифы и истории многих народов.
Например, схожие ситуации происхождения и жизни богатырей встречаются у народов Кавказа (Сослан), народов Севера (о великане и Торе), в сказках индийцев-буддистов, историях древних персов (например, «Тути-наме»), средневековых литературных произведениях («Калевала», «Римские Деяния»).
Почти во всех историях, где фигурирует Святогор, финал предсказуем и печален — богатырь обречен на погибель, на смерть. По мнению ряда исследователей русского фольклора, в частности, советского филолога, профессора Ленинградского Университета В. Я. Проппа, эта обреченность вполне закономерна. По своей сути Святогор является представителем «темного», дохристианского мира. Его мать — Сыра Земля, отец — существо иного мира, тоже «темного». То есть в мире новом, куда стремятся наши предки, к вечной жизни и спасении в Вере, такому персонажу нет места. Он — неприменимая уже первобытная сила. Но, как все историческое, исконное в своем народе, уважаемая и почитаемая им.
Версий «ухода» Святогора несколько. Согласно одной из них, он навсегда остается с персонажами языческого мира, своей родней. Не выдержавши его тяжести, его поглощает Мать — Сыра земля, затягивая его, губя и призывая к себе. По другой — Святогор уже встречается с представителями нового мира, новыми героями — Ильей Муромцем, персонажем новгородских и киевских эпосов. И, найдя гроб и примерив его, богатыри понимают, что он впору Святогору, что старое должно уйти, освобождая место неизбежности перемен.
В. Н. Топоров, В. В. Иванов в работе «Мифы народов мира» предлагают еще одна вариацию встречи Святогора и Микулы Селяниновича, при которой последний предложил Святогору сдвинуть суму, в которой заключена «вся тягость земная». Богатырь, который с легкостью справляется с проблемами и тяготами земными, не в силах справиться со скорбями и душевными горестями людей. И, поверженный столь неожиданным противником, умирает от горя.
Есть версии, связанные с соблазнением Ильей Муромцем жены Святогора. Убив неверную жену и простив соблазнителя, Святогор передает часть своей силы и свой меч Илье, а сам умирает, так как его миссия завершена, что доказывает оказавшийся ему впору встреченный на пути гроб.
Некоторые (немногочисленные) версии истории жизни Святогора оставляют его в живых. Например, по одной из них Микула поделился с ним секретом сумы. А. Ф. Гильфердинг в работе «Онежские былины» поясняет, что такие интерпретации былин характерны для народов Севера, в верованиях которых христианские и языческие обычаи и традиции до сих пор тесно переплетены и интегрированы и старое уступает место новому лишь отчасти, объединяясь с ним.