Просто превратились в россиян

Колыбель крещения сплотила когда-то Русь.
Фото: Aghyad Najjar


Сооснователь проекта «Русский контур» Максим Дмитриев размышляет, что может сплотить нас сегодня 


Максим Дмитриев:


– Кто мы сегодня? Это вопрос субъективный. Если исходить из результатов массовых опросов – выходит, что мы наследники СССР и Великой Победы. Если исходить из других данных, можно решить, что русские люди сохранились только в эмиграции, куда попали сто лет назад, а те, кто остался здесь, превратились в… россиян. Людей, которые не очень понимают, кто они такие.

Этнокультурно русские безусловно есть: мы видим, что сохранилась русская культура, традиции, шутки-прибаутки. Этнокультурно мы существуем, но политически, к сожалению, ещё нет. Сделать страну своей, вспомнить, что она наша, ещё не получилось. Я скажу общеизвестную вещь: в нашем обществе даже существует феномен негативной идентичности. Он не врождённый, надеюсь, а приобретённый за ХХ век. Видя, что лучших русских людей власть предержащие просто выгоняли или уничтожали, народ стал дистанцироваться от русскости.


Пассажиры «философского парохода». Операция советских властей по высылке за границу деятелей науки и культуры.


Поэтому сегодня очень часто можно услышать, что кто-то хочет быть умным, как еврей, сильным, как дагестанец, весёлым, как армянин (и пожалуйста!), но вот русским быть не хочет ни в какую, потому что у русского нет позитивной идентичности. Отсюда  ненависть к себе и распространение различных квазинациональных идентичностей, как, например, казаки (по-разному к ним можно относиться, но…), или поморы, или ещё что-то подобное.


Русские словно бы помещены в лубочный загон, где есть коллектив «Березка», балалайка, матрёшка и всё остальное


Ещё тревожней то, что сейчас на первое место в определении нации вышла кровь, а не её культурное, глубокое понимание как «общности судьбы». Потому что, видимо, мы плохо помним и знаем как свою культуру, так и свою судьбу. Очень часто слышим: «поскреби русского – найдёшь татарина» и т. д. Русские словно бы помещены в лубочный загон, где есть коллектив «Березка», балалайка, матрёшка и всё остальное.


Фото: Caters news agency


Эти образы, в свою очередь, сплошь фиктивные: тот же коллектив «Березка» грешил стилизацией. Образы русскости эксплуатировались либо в экспортных, либо в мобилизационных целях. Например, во время Великой Отечественной войны генералиссимусу пришлось расчехлять арсенал русских символов для мобилизации людей: за пролетариев и марксистско-ленинские идеалы никто не хотел умирать. Сейчас тоже употребляют «русскую» риторику, а получается некий неосоветский патриотизм с элементами русского декора. Массово строят церкви, но препятствуют собиранию людей в общины. Импортируют русские реликвии, перевозят какие-то книги, архивы на родину, но не ориентируются на них, не учатся на их примере, а прячут подальше в музеи – как памятники. Наши главные политики используют «русскую» риторику в своих целях: совсем недавно были «печенеги и половцы», в 2014 году был Херсонес… Когда речь идёт о какой-то внешней угрозе, только национальная риторика способна собрать людей – это всем ясно. В то же время на более широкое использование русской идентичности, на её углубление и наполнение подлинным смыслом наложен негласный запрет. Потому что она, на самом деле, не про государство, она про людей, про их самосознание, служение, независимость. А это одних пугает, других отталкивает.

На мой взгляд, сам факт способности и возможности нации на распространение себя во времени, в поколениях, – это залог её выживания. Если сегодня русские не смогут передать свой язык, веру и другие составляющие нации детям, то скреплять это пространство будет просто некому. Здесь очень важно качество трансляции, передачи ценностей: важно знать, что передавать, какие культурные коды брать с собой в будущее. А значит, самой актуальной становится большая задача по изучению и популяризации русской культуры – этой Атлантиды, погребённой ХХ веком. Важно актуализировать аристократическую культуру как эталон русского самосознания, вспоминать о наших достижениях в богословской и общественной мысли, литературе, искусстве и так далее, важно думать о значении русского языка.

Медленно, постепенно преодолевается большевистская политика битья за любую русскую мысль. Так же медленно будут уходить наши общие комплексы: и чувство неполноценности, и желание реванша, и прочее. Мы постепенно станем сами собой: русскими – не по крови, а по ценностям и судьбе, чтобы отвечать за свою страну.

Автор
Дарья Петрунина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе