Количеством переселенцев, которые уже переехали в Россию, статистика по итогам реализации программы не исчерпывается. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), к концу 2009 г. 5 тысяч человек получили свидетельства участника программы и готовятся к переезду, у 24 тысяч потенциальных переселенцев приняты анкеты, а всего с заявлениями о желании участвовать в программе в подразделения ФМС и МИД обратились более 100 тысяч человек. При этом нужно выделить факт, заслуживающий специального анализа: абсолютное большинство наших соотечественников-россиян переселяются в три из двух десятков участвующих в программе регионов – Калининградскую, Калужскую и Липецкую области. Так, в Калининградскую область за время действия программы переселилось 6,5 тысяч соотечественников и членов их семей, что составляет около 40% от общего числа переселенцев. Еще 20% всех переселенцев выбрали для проживания территорию Калужской области. Участие остальных регионов РФ в реализации этой программы выглядит пока очень слабо.
В соответствии с первоначальным вариантом программы потенциальные переселенцы могли переехать в один из 12-ти регионов РФ: Приморский, Хабаровский и Красноярский края, Иркутскую, Амурскую, Новосибирскую, Тюменскую, Тверскую, Липецкую, Тамбовскую, Калужскую и Калининградскую области. Поскольку большинство из них расположены в Сибири и на Дальнем Востоке, а переселенцы проживали в странах с гораздо более мягким климатом, их интерес к европейским областям РФ не случаен. В настоящее время к программе переселения присоединились Воронежская, Курская, Нижегородская, Пензенская, Курганская, Кемеровская и Омская области. Кроме того, в ближайшее время по сведениям ФМС ее участниками станут еще 11 регионов: Алтайский и Камчатский края, республики Саха (Якутия) и Коми, Еврейская автономная область, Архангельская, Костромская, Мурманская, Ростовская, Саратовская и Свердловская области. В итоге количество участвующих в программе переселения регионов увеличится с 12-ти до 30-ти.
Тем не менее абсолютное большинство переселенцев по-прежнему предпочитают Калининградскую и Калужскую области, опыт которых по переселению соотечественников заслуживает пристального внимания. Суммируя причины их популярности, можно выделить несколько пунктов. Главный из них – руководство этих регионов действительно нуждается в переселении соотечественников, обладает необходимой для организации процесса политической волей и предпринимает соответствующие усилия. Показателем служат презентации регионов, проводимые региональными властями при участии российских посольств и представителей ФМС за рубежом. Только за последнее время Калининградская область провела два таких мероприятия - в сентябре этого года презентация региональной программы переселения состоялась в Эстонии, а в августе – в Литве, Причем в Литве презентация длилась четыре дня и прошла во всех крупных городах страны - Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и Висагинасе. Такие встречи позволяют существенно повысить информированность потенциальных переселенцев, которые зачастую не располагают необходимыми сведениями.
Вторая причина переселенческого успеха Калининградской области – решение жилищных проблем, которые для подавляющего большинства переселенцев первое время являются более острыми, чем отсутствие работы. Калининградская область - единственная из всех участвующих в программе регионов - создала центр временного размещение переселенцев, где они могут жить до получения постоянного жилья. В настоящее время, помимо уже действующих центров временного размещения в Северном и Невельске, область строит еще один – в Озерске. Причем если в Северном центр рассчитан на 250 переселенцев, то после окончания строительства в Озерске можно будет разместить 750 человек. Кроме того, область передает мигрантам муниципальный жилой фонд, который находится в покинутых большей частью жителей поселках, расположенных в нескольких десятках километров от областного центра. Ремонт в таких домах переселенцам приходится делать самим, но это лучше, чем отсутствие крыши над головой или непосильные для многих ипотечные кредиты.
Свою роль сыграло и то обстоятельство, что, согласно принятой в рамках программы репатриации классификации регионов, Калининградская область, будучи единственным российским анклавом, относится к категории «А», то есть является приоритетной для переселения соотечественников и потому пользуется большими финансовыми преференциями. Отнесение региона к той или иной категории определяется близостью к границе и социально-экономической ситуацией. Субъекты категории «Б» и «В» считаются более удобными для вселения, поэтому объем финансовых льгот там меньше. Если для регионов категории «А» единовременная выплата составляет 60 тыс. руб. на участника программы и еще 20 тыс. на каждого члена его семьи, то для территорий группы «Б» эти суммы составляют соответственно 40 и 15 тыс., а в регионах категории «В» вообще не предусмотрены. Аналогичная разница существует и в размере пособия по безработице. В регионах Дальнего Востока и Забайкалья суммы единовременных выплат увеличены до 120 и 40 тыс. руб., однако на объемах и направленности миграционных потоков это пока ощутимо не сказалось.
Второй по числу переселенных соотечественников регион – Калужская область – относится к лидерам по объему привлеченных иностранных инвестиций. В регионе действуют автомобилестроительные предприятия «Фольксваген», «Вольво», «Рено», «Пежо-Ситроен» и «Мицубиси», что создает высокий спрос на квалифицированные кадры. Однако область приглашает к себе соотечественников только при наличии для них соответствующих вакансий. В случае невостребованности данного специалиста на региональном рынке труда его заявление остается без удовлетворения. С 2009 г. было в два раза увеличено число территорий, где размещаются переселенцы. Если в 2007-2008 гг. реализовывались четыре проекта переселения: «Село Калужской области», «Калуга», «Обнинск», «Ворсино», то в 2009 г. ним добавились проекты «Киров», «Людиново», «Малоярославец», «Сухиничи». При этом около 77% всех бюджетных средств для реализации программы с декабря 2008 г. направляется на оказание адресной материальной помощи ее участникам. Главным же сдерживающим переселение фактором в Калуге, как и в других регионах, является отсутствие жилья.
Примером успешного переселения соотечественников с предоставлением им жилья является переселение русских духоборов в Тамбовскую область из Грузии. Духоборы компактно проживали в Ниноцминдском районе на юге Грузии с XIX века. К моменту распада СССР их насчитывалось около 7 тыс. чел. В постсоветский период многие из них стали самостоятельно возвращаться в Россию, и к середине 2000-х гг. около 6 тыс. человек покинули Грузию. Последние духоборы были переселены в рамках программы репатриации. В поселке Новый Первомайского района Тамбовской области для них специально был выстроен коттеджный поселок с приусадебными участками и дворовыми постройками, к которому подведена вся необходимая инфраструктура: природный газ, электричество, асфальтированная дорога. Помимо трудоустройства, переселенцам, многие из которых обладают востребованными на селе профессиями, местные власти помогают с получением новых специальностей. Общие бюджетные затраты на переселение духоборов составили около 300 млн. руб.
В ближайшее время программа репатриации соотечественников-россиян будет существенно модернизирована с учётом предыдущего негативного опыта. Среди предполагаемых нововведений – упрощение процедуры оформления переезда, которая сейчас забюрократизирована и требует слишком много времени, включение в состав участников программы предпринимателей, студентов, окончивших российские вузы, деятелей науки и культуры, расширение территории вселения, которая сейчас ограничена отдельными населенными пунктами, до границ всего региона, а также введение для переселенцев на период до получения российского гражданства такого же налогового режима, как для граждан РФ (это позволит им платить подоходный налог в размере 13, а не 30%). Будет уточняться и само понятие «соотечественники», из числа которых МИД РФ предлагает исключить представителей титульного населения ныне независимых государств – в прошлом составных частей Российской Империи и Советского Союза.
Полезно будет учесть и позитивный опыт тех немногих регионов, которые успешно реализуют у себя программу репатриации соотечественников, в частности – необходимость создания для переселенцев центров временного размещения, а также решение на областном или государственном уровне проблем с жильем, в том числе предоставление мигрантам жилого фонда в населенных пунктах, расположенных недалеко от крупных городов, что позволит легче решить вопрос с трудоустройством. Одно из наиболее перспективных направлений – привлечение русских переселенцев к реализации крупных инфраструктурных и экономических проектов, для реализации которых в РФ нередко не хватает рабочих рук. Так или иначе, без специальных финансовых и организационных усилий со стороны государственных властей Российской Федерации большие группы русского населения с обжитых мест в бывших советских республиках не сдвинутся. Так что идею организации переселенческого движения предстоит ещё осмыслить (возможно – переосмыслить) с учётом именно этого принципиального обстоятельства.