Чем русские хоромы отличались от палат, где размещали горницу и светлицу и кому полагался терем

Первые страницы «Сказки о царе Салтане» переносят читателей в светлицу, где «поздно вечерком» прядут три сестры.

Происходит все, как нетрудно подсчитать, в конце декабря. Светлица действительно была помещением в доме, где женщины занимались рукоделием, помещением светлым, поскольку окна располагались по трем или даже по всем четырем сторонам, а еще – холодным, ведь обычно печи в светлице не было. Получается, будущая царица пряла в разгар зимы в нетопленом помещении? А впрочем, есть к этому пушкинскому тексту и еще парочка вопросов.



Традиционный русский дом – с чего все начиналось?

Вряд ли кто поспорит с тем, что построить себе хоромы, да еще с теремом – дорогое удовольствие. А вот в допетровской Руси и то, и другое было несколько доступнее. Вот жить в палатах – то могли позволить себе только богатые и знатные домовладельцы, поскольку это были строения из камня – дорогого строительного материала. А древнерусские жилые дома и хозяйственные постройки сооружали из дерева, которое обладало множеством достоинств, включая и доступность, зато обнаруживало и один серьезный недостаток – легко горело.


А. Васнецов. Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века. Источник: gallerix.ru


Основная «единица», начальная форма древнерусского дома – клеть, ее складывали из бревен, получался прямоугольный в плане сруб. На комнаты клеть не делили, а ее размеры определялись длиной бревен. Под одной крышей могли находиться несколько клетей, одна клеть могла быть установлена поверх другой (нижняя в этом случае получала название «подклеть» или «подклет»). Разумеется, количество клетей определялось возможностями семьи и количеством человек, которые собирались жить под одной крышей.

Клеть, которая отапливалась очагом, называлась «изба» - вероятно, от «истьба», что близко к слову «истопить». Сначала избы были курными, то есть дым «окуривал» помещение и выходил через отверстия в потолке и через окна. Окна были маленькие – в одно бревно высотой, волоковые (открывались за счет задвижки, которую волочили), а порой и отсутствовали совсем – для сохранения тепла. Потом, начиная с XV века, стали сооружать печи с дымоходом – сначала в городах. На смену волоковым пришли красные окна, то есть «красивые».

Высота таких окон была уже как минимум на три бревна, а назывались они еще «косящатые», поскольку проем вырубали под углом, косо, с сужением к внутренней поверхности стены. Так рама прилегала без щелей, независимо от того, набухало ли дерево в осеннее время или ссыхалось в летнее. До Петра I стекла в окне были дорогой диковиной, слюда тоже не была особенно доступной, а вместо них использовали обычно бычий пузырь.



От клети к хоромам

Окна добавили интерьеру русского дома света. В жилище для большой семьи сооружали горницу – клеть, которая располагалась наверху («на горе»), на подклете, была снабжена несколькими окнами и обычно представляла собой женское помещение. Горница могла соединяться со «стряпущей», то есть кухней, помещением у печи, где готовили. Впервые горница упоминается в письменных документах уже в XII веке. Куда позднее появились светелки, или светлицы, жилые комнаты наверху, снабженные большим, чем в обычной горнице, числом окон.

Светелки были хорошо освещены и предназначались для женщин – в этих комнатах пряли, ткали, шили. Отапливались светелки-светлицы обычно за счет проходящего сквозь них дымохода, собственной печи в таком помещении не было. Разные части дома соединялись переходами, которые носили название «сени». Привычное значение этого слова связано с «тамбуром» у входа, предназначенным играть роль теплового барьера между улицей и внутренней, жилой частью дома. Но подобных помещений-переходов могло быть много – если они находились под общей с домом крышей, назывались сенями.


Так мог выглядеть большой дом - в несколько ярусов, с теремом.


Сени не отапливали, но в летнее время в них могли ночевать гости или даже сами хозяева. А отдельный чулан-сенник традиционно предназначался для устройства брачной постели. Крыши над теплыми помещениями обычно покрывали землей, для уменьшения теплопотерь. А молодоженам не полагалось ночевать под этим напоминанием о бренности и смерти.

Клети и подклеты, избы (а изб под одной крышей могло оказаться больше одной!), сени и все прочие постройки, объединенные общим двором, назывались хоромами. Слово это из древнерусских, его связывают и с русским «храм», и с арабским «гарем». Хоромы не сооружали по заранее составленному плану, новые клети пристраивались по мере необходимости и возможности. Само собой, в составе хором в деревенском доме были и хозяйственные помещения вроде хлева и амбара.



Кто в тереме живет?

Определения терема встречаются разные, но, но в любом случае речь идет о части большого и богатого дома. Терем сооружали в виде башенок и помещений третьего яруса и выше. Зажиточные домовладельцы могли выстроить терем для женской части семьи – там проводили время их жены и дочери. Терем снабжали башенками-смотрильнями и башенками-повалушами (для пиров и приема гостей), парапетами-гульбищами, в каждой из стен были красные окна.


Так выглядела светлица на Руси. Источник: pinterest.com


Царь Салтан пожелал стать отцом к исходу сентября, то есть судьбоносный разговор в светлице состоялся, по-видимому, в холодный период года. Неужели Александр Сергеевич «вынудил» персонажей прясть поздним декабрьским вечером в светлице, которая была лишена своего основного преимущества – хорошего естественного освещения – из-за времени суток, а расположенная на втором ярусе дома, оказывалась еще и плохо согретым помещением?

Возможно, конечно, что царь Салтан, планируя свою семейную жизнь, несколько ошибся с датами и сроками. Следует отметить, кстати, и тонкий слух, а может быть, еще и высокий рост правителя, который услышал девичий разговор, стоя «позадь забора»: светлицы располагались обычно на подклете, то есть на втором этаже или выше.

Автор
Юрий ХВОРОСТОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе