«Ртутная» кровь, пытливый ум
Пару лет назад ярославское общество ВООПИК издало книгу кандидата исторических наук, доцента кафедры ЯГПУ имени Ушинского Николая Дутова «Особенности менталитета ярославцев». В этом необычном труде содержатся любопытные сведения о том, какими же на самом деле были наши предки.
– Помните у Гоголя: «расторопный ярославский мужик»? – рассказывает Николай Дутов. – Эта характеристика наших земляков очень точна. Другие очеркисты говорят, что ярославец подобен ртути, он очень подвижен и неспокоен, все стремится куда-то.
Все это от того, что скудная ярославская земля не могла обеспечить людей всем необходимым. Если орловский или воронежский мужик сидел на своем жирном черноземе и смотрел, как чуть ли не сами собой растут пшеница, фрукты и ягоды, ярославцам, чтобы прокормить семью, приходилось заниматься отхожим промыслом.
Уход от земли и от размеренной жизни автоматически развивал ум, сноровку, прыть и восприимчивость к новизне.
– Для ярославца вообще несвойственны апатия, вялость, сонливость, неподвижность, – продолжает Николай Васильевич. – Он крайне активен, у него хорошая реакция и быстрота в выполнении дела. Ярославец – это типичный непоседа с пытливым и острым умом.
Жорж Милославский из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» явно был ярославцем....
...Заговорив шведскому послу зубы, Жорж дарит ему сувенир, по-братски обнимает посла...
...и – опа – довольный посол уже с шариковой ручкой и без драгоценного ордена.
Лучше рюмки водки
Пытливый ум рождал в ярославцах желание общаться. Московский очеркист Иван Тимофеевич Кокорев писал: «подходит к нему (ярославцу) покупатель мало-мальски почище одетый, он и шапку долой, и благородием повеличает, если не довольно ходячего «сударя». Запросит он бессовестно, но зато можете торговаться с ним сколько душе угодно… Нередко выручает его и прибаутка.
И народ окружает весельчака предпочтительно перед другими разносчиками, потому что для человека случай посмеяться от души стоит в ину пору рюмку водки».
Ярославцев часто можно было встретить в трактирах, где они работали половыми (официантами), на бойком торгу, перебивающими покупателей у соседей-вологжан и костромичей. Причем, чтобы выгоднее продать товар, ярославцы пользовались иногда не очень красивыми методами – могли «нечаянно» толкнуть конкурента, чтобы тот выронил свои вещи в грязь. После, конечно, долго извинялись, но, что поделаешь, товарный вид утерян.
Язык до заграницы доведет
Ну а если человек излишне подвижный и сообразительный, рано или поздно он жаждет не просто обдурить конкурента или сочинить прибаутку, но и удумать нечто более креативное. Например, выучить иностранный язык.
Ярославские крестьяне часто служили переводчиками у богатых купцов, которые налаживали торговые связи с заграницей. Нанимать толмачом дворянина – дорого, а смышленого мужичка – в самый раз. Вот как описывает местная газета встречу великого князя Владимира Александровича с ярославскими мужиками: «Его высочеству были представлены пять крестьян Ильинской волости: Павел Васильевич Ильичев, Иван Михайлович Бобров, Евгений Ильин Меркулов, Козьма Семенов Афанасьев, Петр Ефимов Ильин, умеющих говорить на иностранных языках: английском, шведском и чухонском».
Ярославцы не знали преград в своем стремлении постичь мир. Они запросто бывали в Италии, Франции, Париже, даже на Аляске.
Родной город
.