Тимошенко заставят носить платок

Янина Соколовская и Марина Ципцюра — из Качановской женской колонии, где ждут экс-премьера Украины


Тимошенко заставят носить платок


Против Юлии Тимошенко, приговоренной к семи годам заключения за превышение служебных полномочий в бытность ее главой правительства Украины, возбуждено еще четыре уголовных дела. Если Апелляционный суд Украины откажет в обжаловании приговора, Тимошенко окажется в Харьковской области, в Качановской женской колонии № 54. Самая благоустроенная зона страны готова к приему бывшего премьер-министра, в чем убедились корреспонденты «Известий».


В Качановскую попадают все женщины, осужденные впервые. Сидят и за убийство, и за наркоторговлю, и за экономические преступления. Найти эту колонию несложно — на окраине Харькова дорогу может показать любой. Слухи, что вскоре тут может оказаться Тимошенко, уже разошлись по городу. «Вам туда. Небось приехали место для Юли присматривать», — ухмыляясь, показывает дорогу пенсионер.


Внешне Качановская ничем не отличается от всех иных подобных учреждений. Высокий бетонный забор, «колючка», вооруженная охрана на вышках. У входа нас встречает заместитель начальника колонии Оксана Кошлич, светловолосая девушка в выглаженной форме. Спустя несколько минут мы проходим первый контрольный пункт, показываем документы, оставляем телефоны. С мобильными на территорию зоны входить запрещено.


Колония на первый взгляд напоминает хороший современный санаторий: много деревьев, аккуратно постриженные кустарники, ухоженные клумбы, огражденные белыми бордюрами, везде тротуарная плитка. «Летом осужденные играют в волейбол. У каждого отряда своя команда. А зимой строим ледяные скульптуры, — начинает экскурсию Кошлич. — Эти здания по периметру — общежития осужденных. Живут они все вместе, независимо от того, за какое преступление попали сюда».


Мимо нас проходят несколько женщин, одетых в серые халаты и синие куртки. На голове косынки. «Такова форма. Так одеваются все женщины. Волосы должны быть аккуратно убраны. В свободное время они могут ходить в своей одежде, например, в спортивном костюме, разрешается макияж», — рассказывает нам Оксана Кошлич.


Мы направляемся в жилые помещения — всего девять отделений. Везде современный ремонт: новая мебель, пластиковые окна. Живут осужденные по 7–15 человек в комнате. «В большинстве отделений уже закончен ремонт», — рассказывает замначальника колонии, открывая перед нами дверь. Сейчас тут безлюдно. Кроме дневальной по комнате, никого нет, все на работе. Комнаты небольшие, но уютные, в ряд стоят кровати. Возле каждой — тумбочка с личными вещами. На подоконниках — цветы в горшках, на стенах — картины.


«Особых комнат у нас нет, — рассказывает начальник Качановской колонии Иван Первушин. — Условия, как сами видели, у нас хорошие, но одинаковые для всех. Мы принимаем новоприбывших в понедельник. Две недели они находятся в карантине, где мы изучаем их состояние здоровья. С ними работают оперативные, социальные работники, психологи, производственный персонал. Выясняем, что умеет новоприбывшая и на какую работу годится. Никаких исключений. Правила одни для всех».


Окна без решеток, считается, что сбежать отсюда невозможно, корпуса ограждены трехметровым забором с колючей проволокой. Но самое главное — санузел не на этаже, а в каждой комнате. Такой комфорт встретишь далеко не в каждой зоне.


Дальше по коридору кухня. Помещение небольшое, есть холодильники, где осужденные хранят продукты, удобные столы и стулья. На стенах — рисунки. На первый взгляд напоминает столовую в детских лагерях. В этой комнате вечерами собираются обитатели Качановки, чтобы выпить чаю и обсудить последние новости.


«Мы встаем в 5.15 утра. Затем завтрак и в 6.30 пересчет. Потом все идут на работу. Остаются только дневальные, которые следят за порядком. Они проветривают помещения, убирают их. В 15.00 у нас дневной расчет. В 17.00 ужин, после которого свободное время. Каждый занимается чем хочет. Девочки рисуют, вышивают, многие читают, играем в шахматы и шашки, смотрим телевизор», — рассказывает Ирина. Она здесь за грабеж, большую часть срока уже отсидела. Остался всего год.


Мы переходим в смежный корпус, где находится гордость Качановки — оборудованный по последнему слову техники спортзал. Современные беговые дорожки, велотренажеры, турники, гантели. «Все осужденные могут заниматься в любое время. Ремонт мы закончили только в прошлом году, так что все новое. Почти все молодые девушки колонии занимаются спортом», — улыбается Кошлич. В углу зала — коврики и надувные шары для занятия фитнесом. «Мы пригласили тренера, который показал  упражнения, и теперь женщины занимаются самостоятельно», — продолжает рассказ заместитель начальника. «Мы все-таки женщины. Нам надо следить за своей фигурой, — говорит заключенная Наталья, включая беговую дорожку. Она здесь восемь лет, отбывает наказание за убийство. — Я хожу заниматься два раза в неделю. У нас группа по фитнесу. Есть диски с музыкой. Новеньких учим, подтягиваем».


Еще одна отрада осужденных — зимний сад, который находится в корпусе напротив. Десятки разнообразных растений, лианы под потолком, посредине — выложенный плиткой затейливый фонтан. В углу клетка с фазаном. Сюда заключенные могут приходить в свободное время — специалисты говорят, что такой живой уголок способствует душевному спокойствию. «Фазан в клетке — за плохое поведение, — смеется Оксана Кошлич. — За зимним садом ухаживают дневальные. Работают по совместительству».


Кстати, в Качановской колонии отбывает наказание самая высокая женщина Украины, ее рост более двух метров. «Она иногда приходит в зал поиграть в баскетбол», — говорит нам замначальница.


В этом же корпусе расположились школа и ПТУ. Учиться могут все осужденные, кто не получил среднее образование на свободе. Классы не отличаются от учебных заведений на воле: парты в ряд, на стене доска.


«Удостоверение, идентичное тому, что получают на свободе. Мы обучаем четырем строительным профессиям: штукатур, маляр, каменщик и плиточник-облицовщик. И основная профессия на производстве — швея. Наш курс — 60 человек. 45 строителей, остальные — будущие швеи», — рассказывает директор Качановского обучающего центра Ольга Никулина.


За классами — учительская, тоже ничем не отличается от тех, что мы видели в своих школах. В ряд столы, цветы на подоконниках, папки и журналы.


«Отмечаем посещение, ставим оценки. Например, предмет «специальное рисование». Выставлены оценки, все как положено», — говорит Никулина. В одном из кабинетов на стене висят костюмы и платья. «Это осужденные сделали совместно с дизайнерами, — объясняет Ольга Никулина.


«Я преподаю материаловедение. Предмет изучает состав, свойства, использование швейных материалов и прочее. Работаю только здесь, на свободе занятия не провожу. Учимся пять дней в неделю, два выходных. Многие собираются заниматься швейным делом и на свободе», — рассказывает учительница Наталья.


В колонии недавно  открыли церковь. «У нас около 200 постоянных прихожан, для них и полы с подогревом сделали, чтоб не мерзли. Службы каждый понедельник. Приезжает батюшка и на главные церковные праздники. На Пасху красим яйца», — рассказывает нам Кошлич. — В прошлом году сюда из Греции привозили мощи святой Анастасии, которая считается покровительницей всех заключенных и осужденных».


Пока мы прогуливались по колонии, у осужденных начался обед. Проходим в столовую. На стенах — работы местных художниц, пейзажи. Такие Тимошенко должны понравиться.


Осужденные девушки с подносами выстроились в очередь за едой.


«Кормить стараемся хорошо. Вот сегодня на обед у нас мясо, — рассказывает Кошлич, показывая на поднос в руках у осужденной. — А на вечер рыбу готовим». Паэлья, якобы любимая Тимошенко, в рацион не входит.


После обеда женщины вернулись к работе — в колонии шьют спецодежду для МВД. «Одеваем тех, кто нас тут закрыл», — говорят в зоне. Администрация Качановской гордится тем, что колония обеспечивает сама себя. Прибытия Юлии Тимошенко в Качановской ждут, но на смену заведенного порядка не рассчитывают.


Янина Соколовская, Мария Ципцюра


Известия


Поделиться
Комментировать