«Саакашвили не сможет арестовать свободу слова»

Грузинская кабельная телекомпания «Маэстро» расположилась в небольшом двухэтажном особняке в не самом престижном районе Тбилиси. У телекомпании нет средств на охрану или даже видеокамеры наружного наблюдения. В конце мая какой-то злоумышленник бросил во внутренний дворик ручную гранату, и только случайно никто не пострадал. Посольство Франции в Грузии взяло «Маэстро» под свою опеку. Защита СМИ -- актуальный вопрос в сегодняшней Грузии. Эта телекомпания на фоне проправительственных общенациональных компаний остается островком журналистской свободы и имеет высокий рейтинг популярности. Национальная комиссия Грузии по коммуникациям 5 июня будет решать вопрос предоставления «Маэстро» лицензии выхода на спутник, что позволит вещать на Европу и Россию. Это политизированная проблема -- телеканал считается рупором оппозиции. На вопросы «Времени новостей» ответил 44-летний генеральный продюсер «Маэстро» Мамука ГЛОНТИ.

-- Судя по названию вашей телекомпании, которая в этом году отмечает 15-летие, этот проект задумывался совсем не как общественно-политический?

-- До 2007 года мы работали только как развлекательный канал. Я и представить себе не мог иного. Но после разгрома властями телекомпании «Имеди» в ноябре 2007 года, во время митингов протеста в Тбилиси, у нас появилось чувство протеста. Кстати, многие журналисты «Имеди» перешли к нам. Свободу слова в Грузии нельзя арестовать. Сейчас в «Маэстро» работает около 40 сотрудников, в основном это студенты, которые даже денег за это не получают.

-- Не только грузинские, но и зарубежные наблюдатели говорят о проблемах со свободой СМИ в Грузии. При бывшем президенте Эдуарде Шеварднадзе журналисты могли себе позволить больше...

-- Шеварднадзе не был авторитарным правителем. Я тогда делал юмористические передачи, много пародировал Шеварднадзе, и не было случая, чтобы мне это запрещали «сверху». А сейчас у нас авторитарный режим. Президент Михаил Саакашвили пытается ущемить свободу слова. На мой взгляд, власть идет к диктатуре. Нет свободного суда, никакие права реально не защищаются.

-- На «Маэстро» власть пытается влиять?

-- Председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Георгий Таргамадзе обозвал нас наркоманами, а еще агентами России. Когда такие заявления делает официальное лицо, но уголовное дело против нас при этом не открывается, я думаю, это и есть угроза. А потом была эта история с гранатой. Следствие дало такую квалификацию: намеренный ущерб зданию. А мы считаем, что это был террористический акт против «Маэстро». С таким же успехом можно сказать, что Бен Ладен только «причинил ущерб» зданию Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

-- Саакашвили смотрит ваши передачи?

-- Мы недавно видели о нем сюжет одной иностранной телекомпании. При этом президент смотрел наш канал. Но вряд ли ему нравятся наши программы.

-- Почему?

-- У нас одна формула -- правда и только правда. Большинство телезрителей предпочитают правдивую информацию, а не ложь или пропаганду. Мы пытаемся быть объективными. Мы говорим то, о чем думаем, а не то, что нам скажут. У нас нет «вышестоящих органов». Никто и ничего нам не диктует. У нас очень строго по части редакционной независимости. Если 5 июня мы получим лицензию выхода на спутник, нас смогут смотреть в Европе, в России. Но, думаю, нам откажут. Придется протестовать.

-- Реалити-шоу на вашем канале лишило Тбилиси сна. С 20 января известный певец Георгий Гачечиладзе, брат лидера «Объединенной оппозиции» Левана Гачечиладзе, заключил себя в импровизированную тюремную камеру на «Маэстро» и говорит, что покинет ее только после отставки Саакашвили.

-- Идея мне показалась привлекательной. Мы вместе разработали формат. Правда, даже не предполагали, что передача будет такой рейтинговой. О ситуации в Грузии Георгий беседует с гостями до утра в прямом эфире. К нему приходят политики, представители интеллигенции. Только представителей властей не было. 

Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе