Палка о двух концах

От редакции. «Внешняя политика – это продолжение внутренней политики», говорят американцы. Пример Украины подтверждает эту максиму. Каждый президент этого государства после 1991 года должен был балансировать между промышленным, но политически пассивным Востоком и аграрным, но политически активным Западом страны. Виктор Янукович принял Украину в тяжелом экономическом положении и с нестабильной системой власти, что только увеличивает сложность балансирования не только между великими державами, но и между националистами и умеренными внутри самой Украины. Как он выстроит стратегию своего поведения? На кого и при каких условиях сможет опереться? И как это отразится на российско-украинских отношениях? Ситуацию разъясняет директор Института политического анализа и международных исследований (Киев), ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной Академии наук Украины Сергей Толстов. 
* * * 
РЖ: Означает ли обозначившаяся активность и некоторое воодушевление Москвы и Киева непосредственно перед вступлением Виктора Януковича в должность президента Украины, что стороны готовятся достаточно быстро наладить диалог по проблемным вопросам? 


Сергей Толстов: Складывается впечатление, что из-за сложной внутри- и внешнеполитической ситуации Янукович постарается не спешить с конкретными политическими решениями. Если люди, моделирующие его политику, имеют голову на плечах, то они постараются максимально каллиграфически завершить ситуацию с отставкой Тимошенко и формированием нового правительства. Ведь без преданного Януковичу правительства все его инициативы останутся как бы подвешенными в воздухе. От декларативного стиля Януковичу нужно понемногу избавляться. Ему нужно быть крайне острожным. 

Со стороны руководителя Администрации Президента РФ Сергея Нарышкина прозвучали определенные претензии по тем вопросам, в решении которых заинтересована российская сторона. Требования не выглядят максималистскими. По этим вопросам можно начинать диалог. Но для этого нужно изменить состав правительства Украины. 

Очень многое будет зависеть от сплоченности нового правительства и степени его поддержки в Раде. Некоторые представители проющенковского лагеря поддерживают декларации Януковича в отношении газовой проблематики, консорциума, внешних рынков, российского рынка и рынка стран СНГ. Это позволяет надеяться, что действия Януковича будут поддержаны в украинском парламенте. 

После получения права назначать губернаторов Янукович косвенно усилить новую коалицию, поскольку представители партийных групп могут получить посты в административной вертикали. Это станет способом материализации новой структуры власти. 

РЖ: Будет ли Виктор Янукович будет продолжать балансировать между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном? 

С.Т.: Резких движений с его стороны точно не следует ожидать. Одновременные контакты как с европейцами, так и с россиянами выгодны в некоторых вопросах, например, при использовании транзитного потенциала страны. Если Украина хочет полностью реализовывать свой статус страны-транзитера, то ей нужно выстраивать отношения и с Москвой и с Брюсселем. 

Янукович поступит совсем неглупо, воспользовавшись предложением руководства ЕС и посетить Брюссель 1 марта. Он смог бы узнать позицию Евросоюза по тем вопросам, по которым будет вести переговоры уже в Москве. Это существенный момент, потому что при Ющенко ЕС вел себя так – «вы делайте что-то, а мы потом посмотрим, какую позицию занимать». С Януковичем такой разговор не получится – он попробует получить от ЕС более вменяемое представление о позиции Европы по тем вопросам, которые будет обсуждать в Москве. Этому благоприятствует отношение к Януковичу в Европейском союзе. Его не собираются изолировать, тем более, что Украина нужна Европе. 

Италия и Франция остро нуждаются в деньгах, а Греция находиться в одном шаге от государственного дефолта. Соответственно ЕС едва ли будет финансировать строительство «Южного потока». Как следствие, Украина пока остается единственной страной-транзитером. 

РЖ: Может ли Россия рассчитывать на последовательную дружественную политику Януковича, или он станет метаться между Западом и Москвой, как и прежние президенты? 

С.Т.: Смотря что подразумевать под словом «дружественная». Речь не будет идти об односторонних уступках. Если они все же будут, то это приведет к кризису новой коалиции и досрочным парламентским выборам. Если российские власти и эксперты «Газпрома» уже повязали слюнявчики и решили что на них сейчас посыпятся бесплатные подарки и реализация всех требований и заготовок, часть из которых уже поставили Украину при Тимошенко на грань банкротства, то они просчитаются. 

Если Россия захочет в ультимативной форме решить все проблемы между нашими странами – и по Черноморскому Флоту и по Международному газотранспортному консорциуму – то это приведет к тому, что лояльная в отношении к России власть на Украине будет заменена при досрочных парламентских выборах на более жесткую. Если переговорщиком окажется Тигипко, то Москва наверняка получит политика, который будет стараться заполучить западную поддержку в ключевых вопросах и таким образом обеспечить баланс. 

Единственный способ, при котором Янукович укрепит свои позиции и обеспечит стабильную политику, являются сбалансированные договоренности с Москвой, которые будут давать выгоды не только России, но и Украине. 

РЖ: Янукович победил с очень маленьким отрывом – Западная Украина против него. Есть прогнозы, что протест будет только расти. А значит, Янукович может оказаться президентом – «хромой уткой». 

С.Т.: Я не думаю, что поддержка Тимошенко западными регионами страны была вызвана лояльностью к ее персоне. Здесь сыграли роль биографические моменты Януковича: нежелание голосовать за человека с судимостями. Если Янукович будет проводить достаточно умеренную политику внутри страны, проявит последовательность, будет говорить достаточно серьезно и откровенно, то восприятие его образа постепенно улучшится. Улучшение его имиджа будет зависеть и от союзников, которыми могут оказаться Арсений Яценюк и Сергей Тигипко. По крайне мере, выступать против Януковича сейчас им не с руки. 

В принципе если его политика будет вменяема, и если Тигипко и Яценюк будут привлечены к ее реализации, то я не вижу способов, с помощью которых можно было бы поднять массовое сопротивление против Януковича. 

РЖ: Чего стоит ожидать российскому бизнесу на Украине? Есть ли предчувствие его экспансии на Украину? 

С.Т.: Я не вижу сейчас большой готовности российских капиталистов покупать украинскую собственность. По тем данным, которыми я располагаю, у них далеко не самое блестящее положение. Те, кто интересовался украинской собственностью – Виктор Вексельберг, Александр Лебедев, Олег Дерипаска – либо испытывают определенные финансовые трудности, либо они, как Лебедев, переориентируются на Россию. Ажиотажа я не вижу. 

Наверное, какая-то экспансия будет. Сектор химической промышленности может подвергнуться определенному давлению. Это может быть связано либо с попытками политиков играть более активную роль в диалоге с ЕС и США, либо, наоборот, с желанием нейтрализовать украинские активы в угоду российским конкурентам. 

Если речь идет о конфликтных моментах, то Янукович вполне может восстановить справедливость в ситуации с «Луганским тепловозостроительным заводом» и другими предприятиями, где нарушались права российских инвесторов. О массовой перекупке украинских активов речь пока не идет. Скорее, будут слияния и поглощения, как произошло с «Индустриальным союзом Донбасса», который слился с российской промышленной группой. 

РЖ: Каковы перспективы интеграции Украины в Таможенный Союз (ТС)? 

С.Т.: В ТС Украина вступать не будет, потому что по ряду причин это невозможно. Надо, например, определить, собирается ли Россия вступать в ВТО или нет. Украина точно не собирается оттуда выходить. Поэтому присоединиться к ТС, отказываясь от ВТО, украинское правительство не сможет. Иначе все члены ВТО будут иметь право ввести против Украины какие-либо санкции. 

Беседовал Олег Горбунов 

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе