"Лучше бы этот источник молчал"

Президент Лукашенко пригласил президента Медведева на скорбные торжества в Брестскую крепость. Здесь проходила наша общая линия обороны. Отсюда мы вместе пошли в тяжелый поход за нашей общей победой. Но президент Медведев в Бресте не появился...

После вступления СССР в сентябре 1939 г. во вторую мировую войну и оккупации Красной Армией Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Буковины религиозная ситуация в стране существенно изменилась. На присоединенных к СССР территориях сохранялась полноценная инфраструктура церковной жизни (3342 действующих храма, 64 действующих монастыря, 8 богословских учебных заведений), которая уже почти полностью была разрушена на остальной территории страны. Начавшиеся уже в первые месяцы советской оккупации репрессиии местного православного духовенства к моменту нападения нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 г. еще не успели принять размаха, достигнутого на остальной территории страны.


Германские оккупанты поддержали Русскую православную церковь


Нападение нацистской Германии на СССР обусловило дальнейшие изменения в церковной жизни страны. Оккупационный режим на территории СССР, занятой германскими войсками, первоначально находился под контролем военной администрации. Военная администрация состояла из офицеров Вермахта, а они часто благожелательно относились к религиозному возрождению на оккупированных территориях и помогали стихийному и широко проявившемуся желанию населения восстанавливать церковную жизнь — прежде всего посредством открытия приходских храмов.


Например, в июле 1941 года, через две недели после взятия германскими войсками Смоленска, был ликвидирован атеистический музей из смоленского Успенского собора, а 10 августа, в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, в соборе, уже возвращенном Русской православной церкви, был отслужен молебен перед найденным накануне немецкими солдатами и установленным в соборе чудотворным списком этой иконы.


В июле 1941 года Пскове, после ликвидации немецкими властями антирелигиозного музея, находившегося в Троицком соборе Псковского кремля, этот древний храм был передан Русской православной церкви, а 22 марта 1942-го в соборе была торжественно установлена привезенная немецкими солдатами из закрытого и оскверненного коммунистами Тихвинского монастыря чудотворная Тихвинская икона Божией матери.


Всего на территории, занятой германскими войсками, за период оккупации было открыто около 9000 храмов. Военная администрация разрешала русскому православному духовенству преподавание Закона Божия в приходских и общеобразовательных школах, создание детских садов, катехизацию взрослых, просветительскую работу с учителями, миссионерскую деятельность на радио и в газетах. На протяжении всей Второй мировой войны Русская православная церковь оставалась единственным общественным институтом, пытавшимся последовательно и бескорыстно оказывать моральную и материальную помощь советским военнопленным.


Важнейшую роль в возрождении церковной жизни на оккупированной территории сыграл митрополит Сергий (Воскресенский), с начала 1941 года — экзарх в Прибалтике патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Оставшись в июле 1941-го при отступлении советских войск в Риге, митрополит Сергий заявил о лояльности немецким оккупационным властям и возглавил при их поддержке Русскую православную церковь в Прибалтике и на Северо-Западе, сохранив юрисдикцию Московской патриархии. Одно из наиболее значительных и успешных дел митрополита Сергия — Псковская духовная миссия, возродившая менее чем за три года на территориях Ленинградской, Новгородской и Псковской областей практически уничтоженную коммунистами церковную жизнь. К началу 1944 года Псковская духовная миссия открыла более 400 приходов, в которых служили около 200 священников. Неизбежно осложняя свое положение, митрополит Сергий постоянно убеждал германские власти в целесообразности поддерживать находившиеся на оккупированной территории епархии и приходы, сохранявшие юрисдикцию именно Московской Патриархии. Пытавшийся последовательно проводить политику "сергианского диалога" уже не с коммунистической, а с нацистской властью, митрополит Сергий был убит 28 апреля 1944 года во время поездки из Вильнюса в Каунас диверсионно-террористической группой из сотрудников НКВД.


Пропагандистский ответ на религиозную терпимость нацистов


На территории СССР, не подвергавшейся немецко-фашистской оккупации, положение Русской православной церкви в первый год войны оставалось практически неизменным. Во всего 150 храмах, действовавших на этой территории, наряду с совершением богослужений духовенство уже в первые месяцы войны стало проводить сбор денег и иных материальных средств, вещевых и продуктовых посылок в фонд обороны. К концу войны Русская православная церковь собрала более 300 миллионов рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов. В подавляющем большинстве случаев материальная помощь, которую Церковь оказывала Красной армии, передавалась без указания источника ее поступления. Одним из редких исключений стала запечатленная в кадрах советской кинохроники передача Красной армии митрополитом Николаем в 1944 году танковой колонны "Дмитрий Донской" — построенной на средства Русской православной церкви и насчитывавшей 40 танков.


Политическая лояльность к коммунистическому режиму, проявленная руководством Московской патриархии в первый год войны, и активная деятельность по сбору средств на нужды обороны способствовали некоторым изменениям в религиозной политике СССР. Нужен был пропагандистский ответ оккупационным властям, нужно было придать цивилизованный вид политическому облику СССР в глазах западных союзников, и советское руководство попыталось идеологически использовать Русскую православную церковь. В 1942 году государственная атеистическая пропаганда была резко сокращена. В конце 1942-го — начале 1943 года советские власти дали согласие на рукоположение митрополитом Сергием новых епископов. А когда Красная армия в 1943-м. начала отвоевывать занятые вермахтом территории, советская власть не стала — в большинстве случаев — закрывать открывшиеся в годы оккупации храмы. Военная контрразведка "Смерш" репрессировала лишь небольшое число священнослужителей — из той части духовенства, которая оставалась на своих приходах после отступления германских войск. Неоднократно осуждавшиеся в посланиях митрополита Сергия за сотрудничество с оккупантами представители православного духовенства оккупированных территорий, как правило, принимались в штат духовенства Московской патриархии.


4 сентября 1943 года состоялась встреча Сталина, Молотова и начальника 4 отдела Третьего управления НКВД по борьбе с церковно-сектантской контрреволюцией полковника Георгия Карпова с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. На этой встрече Сталин согласился на созыв Архиерейского собора для выборов патриарха, разрешил открыть в стране несколько духовных школ и передал для резиденции будущего патриарха бывшее здание германского посольства.


Церковное возрождение под бдительным присмотром


Начальник 4-го отдела Третьего управления НКВД по борьбе с церковно-сектантской контрреволюцией полковник Георгий Карпов, возглавивший образованный в 1943 году Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме и дослужившийся на этом посту до звания генерал-майора госбезопасности 8 сентября 1943 г. состоялся Архиерейский собор, в котором участвовали 19 архиереев, многих из которых доставляли в Москву на военных самолетах прямо из мест заключения. Избрание митрополита Сергия Патриархом происходило даже без формальной процедуры голосования. Патриаршая интронизация митрополита Сергия состоялась 12 сентября 1943 года в Богоявленском соборе в присутствии иностранных дипломатов и журналистов и сопровождалась киносъемкой. Для осуществления государственного контроля над деятельностью церковной иерархии 8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме, который возглавил полковник Карпов, дослужившийся на этом посту до звания генерал-майора государственной безопасности.


После кончины 15 мая 1944 года патриарха Сергия в должность местоблюстителя вступил митрополит Алексий. 31 января 1945 года в Москве открылся Поместный собор, в котором участвовали 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян, а также несколько восточных патриархов и представители поместных церквей. Открытым голосованием митрополит Алексий был избран патриархом.


Объяснений нет до сих пор, да и вряд ли их возможно придумать. Может, это напряженный график. У президентов он всегда напряженный. Но какие могут быть более важные мероприятия в день начала войны, чем отдать память предкам на передовом рубеже?..


Потом последовало дурацкое объяснение от, как всегда, неназванного источника в Кремле: мол, мы ждали белорусского президента в Москве. В таких случаях уж лучше бы этот источник молчал. Отдавать дань памяти за сотни километров от тех мест, где врагу был дан первый бой, это абсурд. Очевидно, что белорусский президент в черный день 22 июня мог быть только на своей земле, со своим народом. Потому что именно мы, белорусы, первыми приняли гитлеровский удар и очевидно, что 22 июня белорусский президент мог быть только там, где он и был,— в Брестской крепости, у скорбного монумента, известного не только у нас в Беларуси, но и по всему бывшему СССР и всему миру. Зачем же тогда лукаво-лицемерные пассажи о приглашении в Москву? Уж если не можете оправдаться, то лучше бы промолчали.


Впрочем, у святого монумента павшим воинам отсутствовал не только президент Медведев. Раз нет хозяина, нет и челяди. Кремлевский агитпроп в лице федеральных телеканалов внезапно забыл и о дате 22 июня, и о памяти, и о боевом братстве, и о войне. Ни один федеральный канал на торжествах не присутствовал. Единственными журналистами из России, которые приехали осветить это событие, были представители региональных изданий. Они недоумевали: "А где же московские коллеги? Что случилось? Почему их нет на этом главном для России и Беларуси событии?"


Никому и в голову не могло прийти, что могла поступить команда не освещать торжества в Брестской крепости. Ведь тут дело не в Беларуси и не в Лукашенко. Это общее торжество и святая дата. Тем не менее самое невероятное случилось...


Официальных объяснений не было. А неофициально кое-кто из российских журналистов проговорился, что, мол, Москве это неинтересно. Для тех, кто понимает, это означало: "Кремль запретил"...


У корреспондента 1-го российского канала в Бресте были дела поважнее. Он ходил по городу в поисках молчаливой революции, вынырнувшей из социальных сетей...


Вместо обещанных тысяч на улицах оказалась пара сотен подвыпивших подростков. Корреспондентам российских телеканалов пришлось изрядно попотеть, чтобы в телекартинке эта жалкая кучка смотрелась хоть сколь-нибудь внушительно...


В России сейчас много говорят о патриотизме, воспитании молодого поколения, о державности. Но вот вопрос. Если в угоду политическим играм приносится святая дата 22 июня и хулиганы оказываются важнее ветеранов, то на какой же эффект у себя на родине рассчитывают кремлевские идеологи?..


Причина всего этого очевидна. Показать мероприятие в Бресте — значит показать президента Лукашенко...


Показать торжества в Бресте — значит показать, что никакой смуты в Беларуси нет, что страна едина и что любой кризис мы победим так же, как победили гитлеровскую нечисть. Это не совпадает с заказом свыше...


Чем же не угодила Беларусь и ее президент? Ответ банален и прост. Президент Лукашенко не желает задаром отдавать то, что принадлежит всем белорусам. Российские олигархи не первый год ходят вокруг лакомых кусков белорусской собственности. Беларусь не против инвестиций и приватизации, но только за настоящую цену и только под гарантии развития..."


Рубрику ведет Николай Зубов


Kоммерсантъ


Поделиться
Комментировать