Культурная диверсия

Тарас Бульба на российские деньги: Культурная диверсия Богдана Ступки

XVI век. Площадь в Варшаве заполненная народом. Зима. Падает редкий снег. Палачи хватают одного из казаков, стоящих на эшафоте. Мгновение и палач, взмахнув топором, отсекает ему правую, затем левую руку. На каждый удар, площадь отзывается глубоким вздохом... Палач рубит осужденному голову и высоко поднимает ее над собой. Площадь взрывается криками. Помощники палача бросают отрубленные руки в кровавую кучу уже лежащих там конечностей. Палач отбрасывает голову в корзину, где лежат еще три головы.

Рядом в медной трубе с прикрученными к ней рогами, которые должны изображать медного быка лежит человек. Под «быком» разведен костер, так, что человек заключенный в нем медленно поджаривается. Видна только закопченная голова с вислыми казацкими усами... Жертва на секунду открывает глаза и дикий крик боли и муки летит над площадью... 

Это начало… Это только начало сценария нового фильма, нового исторического блокбастера с бюджетом двадцать пять миллионов долларов.

В основе сюжета – повесть украинского писателя, снимал фильм режиссер украинского происхождения, заняты самые известные украинские актеры, большей частью съемки прошли в Украине.

Но… Но снимался фильм на российские деньги…

На экраны фильм выйдет ко дню рождения автора повести «Тарас Бульба». Повести, лежащей в основе сценария. Двухсотый день рождения Николая Васильевича Гоголя будем отмечать первого апреля 2009 года. Премьера – второго.

Выйдет фильм очень вовремя. В политическом смысле вовремя… Вы внимательно прочитали эпиграф? Это было начало сценария. Теперь познакомьтесь с его окончанием:

- Попалась ворона! - кричали ляхи [Тарасу Бульбе]. - Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать...

-Сжечь! На виду у всех сжечь! – яростно говорил Мазовецкий.

-Осмелюсь заметить, ясновельможный пан воевода, - осторожно проговорил молодой полковник, - Казнь через сожжение применима только к ведьмам и еретикам. И вынести такой приговор может только суд Ватикана. Что скажет король?

- Выжечь всю Запорожскую Сечь – вот что должен сказать король! Вы хотите, чтобы я ждал решение суда Ватикана? Чтобы казнить разбойника, отнявшего у меня дочь?! Что может сказать мне король?! Я приказываю - сжечь!

Запоминается последняя фраза, утверждал известный киногерой. Первую сцену, впрочем, тоже не скоро забудешь…

Скажите, вы что, серьезно думаете, что кино снимают из чистой любви к искусству? А зря… «Из всех искусств, для нас важнейшим является кино!», - любил говаривать величайший манипулятор сознанием масс человеческих, на долгие десятилетия завладевший сознанием миллионов людей на 1/6 части суши, десятки миллионов несогласных при этом банально уничтожив. Иные и по сей день не отойдут от этого морока…

Киношный и не только приём стар как мир и прекрасно известен. Он называется: «плохой-хороший полицейский». Посмотрев почти национальный блокбастер на насквозь национальную тему, украинский обыватель проникнется нешуточными эмоциями. К «хорошему полицейскому» - хорошими эмоциями, положительными. К «плохому полицейскому» - соответственно…

К полякам, в частности, и к Европе вообще у обывателя сложится вполне определенное отношение, сформированное нешуточными эмоциями негативного характера.

На их фоне отношение к России автоматически сформируется положительным, на «противофазе». Очень вовремя сформируется, как раз во время дискуссий украинского сообщества на тему дальнейшего пути.

Либо: «через NATO в Европу», либо «триста пятьдесят лет под Россией – это только начало». Надо ли гадать, куда повернем?

Надо ли гадать, как адвокат Украины в Европе, коим Польшу кличут, отнесется к выпячиванию исторической правды? А-а-а… на то она и правда, говорите, чтобы из песни не выкинуть слов…

Ну, ежели мы такие правдолюбцы, можно правды еще поискать. Можно поискать правды в марте 1169 года, например, когда сын основателя Москвы, суздальский князь Андрей I, с показательным прозвищем Боголюбский, взяв Киев, разграбил и сжег его.

«И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая». И были это не привычные в те времена феодальные разборки, когда брат шел против брата, сын против отца, борясь за власть и расширяя налогооблагаемую базу, но сохраняя инфраструктуру экономики соседнего княжества. Это был выпад против врага.

Киев на три дня был отдан на разграбление и полное уничтожение, после чего был предан огню. Налогами никто не озаботился. Мать городов Руси просто уничтожали. Суздальцы на пиках носили грудных младенцев, кровь которых заливала их руки по локоть, на русые бороды капала…

Впечатляет картинка? Прекрасно годится для первых сцен фильма… Под этакий-то сюжет, да в такой-то момент, кое-кто из политиков враз найдет финансирование. Но, ЗАЧЕМ?

Зачем нам петь, вернее, подпевать, песню, из которой не выкинуть слов? Зачем именно СЕЙЧАС нам затягивать честную песню, любого мотива, антиевропейского или антирусского? Зачем нам надо именно сейчас раскачивать лодку, когда страну и без того штормит? Когда любое неосторожное движение может даже не сбить с курса, а пустить на дно, или, в лучшем случае, отодвинуть от цели на несколько десятков лет…

Понять можно всё или почти всё… Можно понять бывшего киевлянина, родившегося на Херсонщине, режиссера Владимира Бортко, которого в далеких семидесятых не понял и не принял Киев, заставив уехать в Ленинград. Он выполняет социальный заказ. Своей новой родины и своей новой партии. Партии того самого величайшего манипулятора сознанием масс человеческих (с марта 2007 года В.Бортко – член компартии России).

Но Богдан Сильвестрович!!? Что же заставило Ступку принять второе подряд предложение московского продюсерского центра «Централ Партнершип»? От первого проекта под названием «Запорожская Сечь» с режиссером Олегом Фесенко он отказался, сославшись на слабый сценарий.

Но неужели именно этот сценарий и эти акценты устроили великого Мастера, экс-министра культуры Украины? Подвело политическое чутьё или…

Между отказом и согласием на работу в упорно проталкиваемой российской стороной «бульбаниаде» был «Триумф». Было вручение российской премии «за выдающийся вклад в отечественную [российскую, надо полагать] культуру». К «Золотому Эльфу» прилагался чек. Чек на пятьдесят тысяч долларов…

Ровно через десять дней Богдан-Тарас уселся на скалу, окинул взглядом Хортицу-Сечь. Прозвучала команда: «Мотор!»…

VAL.UA

Поделиться
Комментировать