Ей написали убийство

Валерий Калныш — из Киева

Украинская Генеральная прокуратура достала свой последний козырь в борьбе с бывшим премьер-министром Юлией Тимошенко: теперь она является подозреваемой в убийстве народного депутата Евгения Щербаня, который был расстрелян 3 ноября 1996 года в аэропорту Донецка.

Фото: Reuters/ Vostock-Photo

В 17:30 пятницы 18 января зазвонил телефон. "Генпрокурор собирает экстренный брифинг. Будет говорить о Тимошенко",— сказала девушка из пресс-службы. На брифинг я не успевал. И, оказалось, пропустил исторический момент.

События того дня начались рано утром, в 6:15, когда из харьковской больницы "Укрзал?зниц?", где с мая проходит курс лечения экс-премьер, лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко, бойцы спецподразделения МВД "Беркут" вышвырнули трех народных депутатов — Александру Кужель, Людмилу Денисову и Татьяну Слюз. Накануне они обжились в комнате свиданий и отказывались ее покидать до тех пор, пока руководство колонии не удовлетворит ряд требований, в частности не снимет видеонаблюдение за экс-премьером в ее палате и не заменит охранников-мужчин на женский персонал.

Спустя несколько часов брифинг в Харькове давал защитник экс-премьера Сергей Власенко. К тому моменту Юлия Тимошенко уже пару дней ночевала не в палате, а в душевой, поскольку объявила акцию гражданского неповиновения, требуя улучшения условий содержания. "Я когда туда вошел (в душевую.— "О")... я думал, что она умерла. На протяжении двух минут она меня просто не узнавала, я был вынужден вызвать главного врача",— срывающимся голосом сообщил журналистам защитник. "Была усталость, был эпизод усиления боли в спине. В связи с этим мы дали ей обезболивающий препарат и легкий успокоительный препарат. Прием этих препаратов вызвал сон. Это был смешанный физиологический и медикаментозный сон",— объяснил в свою очередь главный врач Михаил Афанасьев.

На этом фоне и состоялся брифинг генерального прокурора Виктора Пшонки. Он сообщил, что Юлия Тимошенко официально считается подозреваемой в убийстве народного депутата Евгения Щербаня. "Совершившие это преступление отбывают пожизненное наказание, но есть и были заказчики этого тяжкого преступления. Собраны материалы досудебного следствия, свидетельствующие о том, что Тимошенко действительно заказала это убийство вместе с Лазаренко (Павел Лазаренко — премьер-министр Украины с июня 1996 по июнь 1997 года.— "О"). Эта статья предусматривает пожизненное наказание,— сообщил генпрокурор.— Не сошлись планы Лазаренко и Тимошенко в части бизнеса, там, где Щербань не хотел подчинять свой бизнес "Единым энергетическим системам Украины", а его бизнес — это компания "Индустриальный союз Донбасса"".

По новой процедуре теперь информация о преступлении заносится в единый реестр, после чего следственная группа начинает его расследование. Собрав факты, следователи составляют "сообщение о подозрении", которое передается подозреваемому лицу. В зависимости от тяжести предъявляемых обвинений избирается мера пресечения, что, впрочем, бессмысленно в отношении Юлии Тимошенко, которая отбывает 7-летний срок за злоупотребление служебным положением при заключении "газовых контрактов" между Украиной и Россией в 2009 году. Следственные действия, в частности допрос Юлии Тимошенко, следователи ГПУ планировали начать 24 января.


Евгений Щербань, утверждает генеральная прокуратура Украины, стал жертвой Юлии Тимошенко

Версия следствия

В распоряжении "Огонька" имеется документ "Выдержка из сообщения о подозрении", в котором изложены основные факты преступлений, в которых подозреваются бывшие украинские премьер-министры Юлия Тимошенко и Павел Лазаренко. Последний пока недосягаем для украинского правосудия. В 1999 году он бежал в США, где был заключен под стражу и отсидел более 10 лет за финансовые махинации. В начале ноября прошлого года он вышел на свободу, но тут же был помещен в изолятор в городе Аделанто. Дело в том, что, выйдя на свободу, Лазаренко оказался в неопределенном юридическом статусе — без паспорта, визы или вида на жительство.

Документ состоит из двух частей. В первой рассказывается о том, как компания "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ), которую возглавляла в середине 90-х годов Юлия Тимошенко, заключила договор с Министерством обороны России. "Газпром" поставлял Украине газ, но страна расплачивалась не деньгами, а услугами или бартером. Газ был получен, но расчет за него не произошел. Эту ситуацию страны намеревались разрешить еще в конце 90-х, предлагая различные схемы, но завершилась она буквально на днях. Украина в судебном порядке признала имеющийся долг, который за это время вырос до 405 млн долларов, и обязалась выплатить его России. Самой же Юлии Тимошенко, которая, как утверждают следователи, "действуя по предварительному сговору с Л. (Павел Лазаренко.— "О"), причинила государству Украина материальный ущерб в особо крупных размерах на сумму 3 млрд 113 млн 53 тысячи 506 грн 26 коп.", теперь грозит 12 лет тюремного заключения, как то предусматривают ч. 3 ст. 27, ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины (в редакции 2001 года; "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением").

Вторая часть документа непосредственно касается убийства Евгения Щербаня. В середине 90-х он был очень известным человеком в Донецке. Тогда еще не взошла звезда Виктора Януковича, который стал председателем Донецкой облгосадминистрации спустя полгода после убийства, а нынешний генпрокурор Виктор Пшонка был прокурором области. Щербань же был народным депутатом, членом политисполкома популярной тогда Либеральной партии, учредителем многих коммерческих структур в Донецке и, как говорится в документе, "имел значительное влияние на экономические и политические процессы в регионе, в частности на принятие решений органами местной власти". По версии ГПУ, именно Щербань оказался главным препятствием на пути экспансии в Донецк так называемых днепропетровских — высокопоставленных чиновников и бизнесменов, выходцев из Днепропетровска, самыми яркими представителями которых были тогда еще первый вице-премьер Павел Лазаренко и президент ЕЭСУ Юлия Тимошенко. Причиной конфликта снова оказался газ.

22 декабря 1995 года, утверждает следствие, кабинет министров, с подачи Павла Лазаренко, принял постановление N 1033 "Порядок обеспечения природным газом народного хозяйства и населения в 1996 году". За каждой областью закреплялся единый оптовый поставщик газа, у которого все предприятия были обязаны закупать топливо по установленной им цене. В Днепропетровской и Донецкой областях таким поставщиком была определена компания ЕЭСУ. "За предоставление протекции на государственном уровне, лоббирование интересов и устранение преград в работе предприятия президент ЕЭСУ систематически перечисляла на указанные Л. счета в банковских учреждениях денежные суммы в размере 50 процентов от всей прибыли, полученной компанией от совершения коммерческой деятельности",— говорится в документе.

Щербань в ответ пролоббировал издание распоряжения председателя Донецкой облгосадминистрации от 12 февраля 1996 года N 71 — оно аналогично по названию и сути, вот только поставщиком в нем указывалась не ЕЭСУ, а компания "Индустриальный союз Донбасса". "В связи с тем, что договориться с Щербанем относительно условий поставок ЕЭСУ природного газа непосредственно предприятиям — потребителям Донецкого региона не удалось, что тянуло за собой уменьшение прибыли ЕЭСУ и, как следствие, лично Т. и Л., приблизительно в начале 1996 года они совместно приняли решение об убийстве Щербаня",— утверждают следователи.

За помощью в этом, настаивают в ГПУ, Тимошенко и Лазаренко обратились к днепропетровскому криминальному авторитету Матросу (Александру Мильченко). Переговоры о заказном убийстве проходили в разных местах, в том числе и в доме Павла Лазаренко в "Пуще-Водице". На одной из таких встреч Юлия Тимошенко познакомилась с Матросом. "Т. и Л., действуя по предварительному сговору между собой, заказали М. (Александру Мильченко.— "О") убийство Евгения Щербаня, гарантировав за это выплату вознаграждения в размере 3 млн долларов и, по просьбе М., содействие в приватизации Царичанского завода минеральных вод",— говорится в документе.

Евгений Щербань был убит 3 ноября 1996 года в аэропорту Донецка. В подготовке покушения участвовало 15 человек, входящих в так называемую банду Кушнира. К убийству они подготовились основательно — закупили несколько комплектов формы сотрудников гражданской авиации, милицейскую форму, рации и огнестрельное оружие: два пистолета-пулемета "Аграм-2000", два пистолета ТТ, автомат АКМ, гранаты "Ф-1". Предварительно также был угнан автомобиль ВАЗ-21099. "В 12 часов 15 минут в Донецк из Москвы прибыл самолет ЯК-40... В то время, когда Щербань Е.А., его жена Никитина Н.М. и член экипажа бортмеханик Шеин В.В вышли из самолета, Б. (Вадим Болотских, впоследствии приговорен за убийство к пожизненному заключению.— "О") приблизился к Щербаню и двумя выстрелами из пистолета ТТ убил его". Еще один киллер открыл беспорядочную стрельбу из "Аграма", в результате чего был убит авиатехник и бортмеханик, ранения получили жена депутата и инспектор таможенного поста. Впоследствии оба они скончались.

Первую часть оплаты за убийство — 500 тысяч долларов — Лазаренко, настаивает следствие, передал Матросу через своего помощника вечером того же 3 ноября. А вот дальше пошел сбой, и заказчики преступления, по версии следствия, начали избегать общения с исполнителями. "В связи с этим помощник Л. — К. (Петр Кириченко.— "О") по просьбе М. (Матроса) встретился с Т. и сообщил о недовольстве М. задержкой с выплатой другой части средств за исполненное убийство Щербаня, на что Т. сказала, что заплатит",— говорится в "Выдержке из сообщения о подозрении". Оплата проводилась со счетов, подконтрольных компании ЕЭСУ, на счета преступников. Последний транш прошел в феврале 1998 года. "Таким образом, своими умышленными действиями, которые выразились в организации совместно с Л. умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах — из корыстных мотивов, Т. совершила преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 19, п. а ст. 93 Уголовного кодекса (в редакции 1992 года)",— подытожили в ГПУ.

Версия обвиняемой

Сама Юлия Тимошенко ни сговор с Лазаренко с целью нажиться на оборонно-газовом контракте, ни тем более участие в заказе убийства не признает. В интервью украинскому "Ъ" ее защитник Сергей Власенко заявил, что последние события свидетельствуют только об одном — украинская власть перешла все разумные пределы и готова к физическому устранению лидера оппозиции. "Если бы Тимошенко можно было расстрелять, ее бы расстреляли. Речь не о том, что Генпрокуратура провела какие-то действия. Идет синхронизированная борьба с оппозицией — власть хочет "зачистить" политическое поле до президентских выборов 2015 года. Им не нужна живая Тимошенко. Сегодня у меня есть твердое убеждение: задача Януковича — физическое устранение Тимошенко",— заявил господин Власенко.

К слову, ранее статья 93 УК Украины — "умышленное убийство" — действительно была расстрельной. До отмены смертной казни в Украине в 1999 году максимальным наказанием была "высшая мера".

В самой прокуратуре просят поумерить эмоции и пыл и предлагают относиться к своим действиям как к рядовой работе. "Сегодня, когда осужденная Тимошенко получила уведомление о подозрении в убийстве, вдруг такая истерика. Давайте относиться к событиям объективно, без эмоций и без навешивания ярлыков",— предлагает первый замгенерального прокурора Ренат Кузьмин.

Однако полностью отказаться от политики не получится в любом случае. Обвинения в адрес лидера украинской оппозиции прозвучали накануне саммита Украина — Евросоюз, запланированного на середину февраля, на котором будут обсуждаться перспективы подписания договора об ассоциации. В то же время перспективы этого документа, открывающего широкие возможности для интеграции Киева в Евросоюз, находятся в прямой зависимости от чувствительного для западных демократий вопроса правосудия. Если же ЕС в свете последних событий откажется от подписания этого документа, то последствия будут серьезными прежде всего именно для Украины. Если события повернутся таким образом, то в стране могут состояться досрочные парламентские и президентские выборы. Инициировать их уже готов лидер партии УДАР боксер Виталий Кличко, который и сам, судя по всему, не против вступить в бой за президентское кресло.

Крайний от России

Детали

Отечественное правосудие оставило разбирательство с "газовыми контрактами", не найдя состава преступления

С российской стороны ответственным за заключение скандальных договоров между ЕЭСУ и МО РФ оказался главный финансист МО РФ в 1996-2001 годах Георгий Олейник. В 2002 году он был осужден за превышение должностных полномочий, однако в 2003-м Президиум Верховного суда реабилитировал Олейника за отсутствием состава преступления. В том же году он был осужден по другому делу, не связанному с ЕЭСУ, и отбыл в заключении три года, лишившись всех званий и наград. Бывшие коллеги опального генерал-полковника и СМИ неоднократно утверждали, что он был простым стрелочником и сел за решетку вместо своих высокопоставленных начальников.

В 1996-1997 годах ЕЭСУ заключили с МО РФ три договора на поставку стройматериалов министерству, при этом подпись Олейника стояла только на платежных ведомостях по второму и третьему договору, в подписании самих соглашений он не участвовал. Суммы договоров составили 300, 250 и 200 млн долларов соответственно, первый транш на 300 млн прошел без нарушений, однако по остальным было поставлено стройматериалов всего на 123 млн долларов. Помимо Олейника в 2001 году Главная военная прокуратура России пыталась привлечь к ответственности других чиновников, в том числе первого заместителя министра финансов РФ Андрея Вавилова. Все заведенные дела, однако, были вскоре закрыты. Следствие также указывало на причастность к заключению договоров Виктора Черномырдина (в 1996-1997 годах премьер-министр РФ), Рема Вяхирева (в то время глава "Газпрома"), Павла Грачева (министр обороны РФ). Обвинений, впрочем, никому из них так и не предъявили.

Сам Георгий Олейник своей вины не признал и в 2009 году снялся в публицистическом фильме "Я отсидел за Тимошенко".

Валерий Калныш

Огонек

Поделиться
Комментировать