Страсть прослыть европейцем – «выглядеть как итальянец, питаться как француз, жить как немец» — является одним из самых главных социальных недугов среди народов Восточной Европы. Отдаваясь этому желанию, люди готовы идти на жертвы. Очень большие жертвы. И не всегда осознанные.
В минувшее воскресенье по всей Украине прошли митинги сторонников евроинтеграции (прости Господи!). Процентов 50 «европофилов» – молодые люди, которые родились уже в постсоветской Украине.
Всякий раз, когда очередное восточноевропейское государство становится дыбом от страстного желания попасть в ЕС, возникает вопрос – «Зачем?». Зачем стремиться становиться частью «засыпающего» континента, который, вероятно, уже через лет тридцать будет интересен только туристическими маршрутами.
Логика любой межгосударственной интеграции строится на стремлении одного государства получить от другого (или группы стран) либо гарантию безопасности, либо импульс экономического или технологического развития. Судя по состоянию прибалтийских стран, а также государств бывшей Югославии, которые вступили в ЕС, с импульсом как-то не сложилось. Особых перспектив развития также не видно – боссы Европы в основном заняты кредитными проблемами своих «братьев меньших», нежели передачей прогрессивных технологий.
Отношения Старой Европы с Европой Новой напоминают практику так называемых «Дворянских собраний», которые были популярны в России 1990-ых. Попечители этих «аристократических» сообществ даровали за какие-то заслуги (или деньги) дворянские титулы, однако свежеиспеченные князья, графы и бароны могли конвертировать свои титулы лишь в пышные геральдические фигуры.
Нынешняя Европа очень карикатурна по своей сути. Берлускони, последние два французских премьера, Ангела Меркель как будто специально были выбраны на кастинге ситкома. И это роль они честно отрабатывают, отнимая «хлебное пространство» у поп-звезд на обложках таблоидов — «А с кем еще не переспал Берлускони?», «Есть ли страны, которые не прослушивали Ангелу Меркель?»…
В глобальной же международной игре европейские боссы напоминают советских престарелых чиновников, которые вынуждены создавать суету вокруг себя, чтобы продемонстрировать, что «нас рано еще списывать на пенсию. Мы еще огого!»
И пока европейцы «молодятся» с помощью экстравагантных законов, регулирующих права гомосексуалов и положение школьников-двоечников, более «молодые» государства (в том числе и Россия), к примеру, делят тающие льды Арктики, где у Европы, вероятней всего, не будет своего куска.
Нынешняя Европа повторяет судьбу Ганзы, союза вольных немецких городов, которая когда-то контролировала до 70% всей европейской торговли. Однако эпоха великих географических открытий дала миру новые торговые пути, похоронив Ганзейский союз с его контролем за выловом и транспортировкой сельди на Балтике и Северном море. В ближайшее десятилетия таким «географическим открытием» для ЕС может стать таяние Арктики и запуск там новых торговых путей, которую превратят некогда стержень мировой истории в периферию, историко-культурный заповедник. Правда, на роль заповедника прежде всего будут претендовать государства, которые входят в «12 звезд», расположенных на флаге Европы.
Провести медовый месяц в Венеции, совершить гастрономическое турне по Бургундии, отметить день рождения детей в потешной норвежской деревне с ряженными… Свадьба в Братиславе, медовый месяц в Юрмале, гастрономический отпуск на Полтавщине вряд ли найдут свое место в общеевропейском туристическом прейскуранте, ибо каждый, кто не среди Двенадцати, становится Тринадцатым. В это вся суть «суеверия» под названием ЕС.
Алексей Плешанов