Теперь же лидеры страны вновь устремили взоры на Москву. Почему это произошло и когда Украина наконец перестанет играть роль барышни на выданье, разбирался «РР».
Фото: Sergey Ponomarev/Pool/AFP/East News
В начале сентября президент Виктор Янукович собрал парламентскую фракцию правящей Партии регионов и в максимально доступной форме донес до ее членов «генеральную линию». Как рассказали присутствовавшие на встрече депутаты, президент пресек ропот в их рядах относительно целесообразности евроинтеграции и предупредил: кто не согласен с курсом на ЕС — просьба на выход. И как рукой сняло: никто из регионалов публично не осмелился выступать против ассоциации.
Но в первых числах ноября все вдруг поменялось. Сначала глава фракции Партии регионов в Раде Александр Ефремов заявил, что «нам не нужна ассоциация любой ценой» и «если не подпишем соглашение, то по крайней мере сохраним к себе уважение».
Вслед за этим на внеплановой встрече с президентом Януковичем и премьер-министром Азаровым представители Украинского союза промышленников и предпринимателей и Федерации профсоюзов (обе организации полностью подконтрольны властям) поделились своими опасениями по поводу ухудшения отношений с Россией, которое грозит падением производства и потерей десятков тысяч рабочих мест. «А в Европе нас никто не ждет», — подчеркнул президент АО «Новокраматорский машиностроительный завод» Георгий Скударь.
Далее и премьер, и президент уже сами стали говорить о том, что ассоциация с ЕС и грозящая Украине вследствие этого торговая война с Россией нанесут огромный ущерб украинской экономике, который Евросоюз компенсировать отказывается. Азаров подчеркнул, что общая сумма средств, необходимых для перехода предприятий страны на евростандарты, составит 160 млрд евро.
Со стороны может показаться, что причиной столь явной перемены настроения стала судьба Юлии Тимошенко. Евросоюз настаивает на ее освобождении в качестве условия подписания соглашения. Украинская власть этого делать, естественно, не желает. Вот, мол, и срывается процесс.
Однако, по данным источников «РР», проблема в другом. Во-первых, изначально украинское руководство воспринимало соглашение с ЕС отнюдь не как кардинальный геополитический поворот, а лишь как способ заручиться поддержкой Европы в торге с Россией. Кроме того, правительство в Киеве прельщала перспектива иметь зоны свободной торговли как с ЕС (это ключевой пункт ассоциации), так и с Россией. Однако жесткая реакция Москвы на соглашение (в августе на неделю был заблокирован весь украинский экспорт в Россию, а Владимир Путин заявил, что в случае создания ассоциации никакой свободной торговли со странами Таможенного союза больше не будет) показала призрачность этих надежд и заставила крепко задуматься Януковича и его команду.
Во-вторых, Украина рассчитывала компенсировать возможные потери, связанные с ухудшением отношений с Россией, посредством кредитов МВФ. Однако фонд, миссия которого побывала в Киеве в конце октября, выставил жесткие условия кредитования: повышение цен на газ для населения, сокращение зарплат бюджетников, отпуск в вольное плавание курса гривны к доллару. А выполнение этих пунктов лишило бы Януковича даже теоретических шансов победить на выборах в марте 2015 года.
За последний месяц Янукович трижды встречался с Путиным тет-а-тет — в Минске, в Сочи и в Москве. По неподтвержденным данным, украинский президент зондировал почву: может ли Россия чем-то отблагодарить Украину за отказ от ассоциации. Например, предоставить крупный кредит. Или даже скидку на газ. Украинские СМИ пишут, что главным условием помощи Кремль ставит не просто отказ от ассоциации, а вступление Украины в Таможенный союз. Что для Януковича пока неприемлемо.
В такой неоднозначной ситуации прогнозы относительно будущего ассоциации Украины и ЕС делать сложно. Тем более что Запад перед лицом возможного провала в Вильнюсе уже идет на попятную. Уже не столь жестко ставится вопрос об освобождении Тимошенко. А польские СМИ пишут, что США якобы давят на МВФ, чтобы тот смягчил условия кредитования Киева.
Евгений Погребняк