ЧайФ и ломка

Черноморский флот 

Сегодня, перед визитом в Беларусь, Президент Украины Виктор Янукович подписал закон о ратификации соглашения о продлении пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Украине, принятый парламентом 27 апреля. 

Однозначное решение настолько неоднозначного вопроса, как пребывание Черноморского флота РФ в Севастополе, в один момент превратило Виктора Януковича в героя для одной части страны. Тимошенко пытается не отстать от него и закрепиться в полярном сегменте, предлагая именно себя на роль героини, которая борется с продавцами «национальных интересов» и «колонизацией» страны. 


Вместе с тем, если проанализировать ситуацию, то окажется, что именно такое решение вопроса ЧФ, – общая заслуга и первых, и вторых, и третьих. 

Ломка оппозиции 

Соглашения по ЧФ стали "спасительной дозой" для переживающей сейчас тяжелейшую "ломку" оппозиции – Тимошенко, Яценюка, Ющенко, Гриценко и их проектов. В ситуации вокруг Черноморского флота оппозиция попыталась найти ту соломинку, которая вытащит их из политического болота деморализованности и растерянности, куда они рухнули после проигрыша Тимошенко, молниеносного формирования новой коалиции в Верховной Раде и ползучего контроля Партии регионов над всеми ветвями власти. 

Логика Тимошенко, которая контролирует самую крупную оппозиционную силу, ясна: она пытается всколыхнуть настроения и замкнуть на себя антирейтинг Януковича и парламентской коалиции. Не менее важно вернуть в ресурсное состояние собственный электорат, партийные организации на местах и фракцию Блока в Верховной Раде, которые начали медленно рассыпаться. Поскольку конструктивных идей, как оппонировать новой власти, в БЮТ нет, остается старый проверенный метод – формирование «образа врага» и героическая борьба с этим «образом». В свое время этот метод неплохо сработал, когда Тимошенко была в оппозиции к президенту Кучме. Но сработает ли он на этот раз – большой вопрос. Времена изменились: все больше украинских избирателей считает, что политики наняты ими на работу, чтобы решать актуальные для страны задачи. И все меньше тех, кому нравится наблюдать за шоу-программой под названием «хорошие парни против плохих». 

Попытка созвать внеочередное заседание парламента, беспрецедентный мордобой в зале заседаний, объявленное Тимошенко турне по регионам страны, чтобы «поднимать народ на борьбу», - все это уже техника для достижения цели. В этой ситуации остальные политики, сами того не желая и не ожидая, оказались на подпевках у лидера БЮТ, которая поспешила застолбить за собой место бэнд-лидера этого разношерстного оркестра. 

Шоу-негодование 

Желающие собрать жатву на поле антирейтинга Януковича обвиняют его в «сдаче национальных интересов». Но разве кто-нибудь из них сформулировал, в чем заключаются национальные интересы в вопросе ЧФ – для страны в целом и Севастополя в частности? Нет. 

Януковича есть за что критиковать, но он предложил конструктив. Может быть, кривой, косой, корявый, но конструктив. Шоу-негодование БЮТ, «Нашей Украины» и попутчиков рангом помельче со всей четкостью зафиксировало – кроме истерии, истошных воплей, призывов к бунту и т.д. никакого конструктива они не предлагают. Точнее было бы выразиться даже так: они не делают попыток сформулировать конструктивное решение вопроса. 

Допустим, сегодня 2017 год. Черноморский флот уходит из Севастополя. Возникает вопрос, что будет с городом, где проживает 400 тысяч населения? Как будет выглядеть новая социально-экономическая стратегия и каковы ее опорные пункты? Сегодня в частях и на предприятиях флота трудится около 20 тысяч граждан Украины, где и кем они будут работать после ухода ЧФ? Флот является плательщиком налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, НДС, сбора за специальное использование природных ресурсов, таможенного сбора и других. На территории Украины для нужд флота закупаются горюче-смазочные материалы, медикаменты, продовольствие и масса других товаров. ЧФ делает значительный вклад в бюджет Севастополя, хотя в его оценках мнения расходятся. Так, заместитель городской администрации Севастополя Владимир Казарин называл цифру в 14-16%, руководитель городской ячейки Компартии Василий Пархоменко – 20-25% поступлений в бюджет и 18% объема промышленного производства, руководитель аналитического центра «НОМОС» Сергей Кулик оценивал доходы на уровне трети городского бюджета. 

Каким образом компенсировать эти финансовые и бюджетные потери после 2017-го года? Но никто из политиков в таком ракурсе вопрос не поставил – в этом направлении вообще не сделано ни единого шага. 

Если Ющенко, Тимошенко иже с ними всерьез собирались ликвидировать российскую базу после 2017-го года, то подготовку новой экономической модели для Севастополя нужно было начинать хотя бы несколько лет назад, ведь ее еще нужно протестировать хотя бы в черновом варианте. Тем не менее, проанализировав риторику оппозиции, мы видим, что представители БЮТ, «Нашей Украины», националистической «Свободы» и других делают акцент только на обвинениях, но упорно уходят от вышеприведенных вопросов. Потому что конструктивного ответа у них просто нет. 

Украинская оппозиция действует в логике «оранжевой революции» и предвыборной кампании: только обвиняет, ничего не предлагая взамен. И не может понять, почему старый номер, принесший победу в 2002-м, 2004-м и 2007-м, уже не работает. 

Бизнес, ничего личного 

Другая сторона вопроса заключается в том, что Янукович «не словом, а делом» (предвыборный слоган блока Ющенко 2002-го года) продемонстрировал: он является более эффективным лоббистом интересов олигархов, чем Ющенко или Тимошенко. Даже так – чем Ющенко, Тимошенко и все остальные, вместе взятые. Если же принять во внимание, что все украинские политики так или иначе завязаны на интересы финансово-промышленных групп, то выходит, что президент оказал услугу и спонсорам БЮТ, «Нашей Украины» и всех остальных. 

Еще один аспект: нужно принять во внимание, насколько усилилось присутствие российского бизнеса в Украине при президенте Ющенко и премьер-министре Тимошенко. Например, всего несколько месяцев назад российским собственникам во главе с Александром Катуниным был продан контрольный пакет одной из крупнейших корпораций – Индустриального союза Донбасса (ИСД) – включающей предприятия стратегического значения. Выходит, что скидка в 100 долларов с тысячи кубометров – это также и спонсорская помощь кремлевского руководства представителям своего бизнеса в Украине. 

Демократия х 2 

Позиции ведущих политических проектов вокруг Черноморских соглашений стали прекрасной иллюстрацией двойных стандартов. 

Напомню: все заявления о сотрудничестве и готовности вступить в НАТО озвучивались что Ющенко, что Тимошенко, что другими высшими чиновниками без какой-либо оглядки на мнение украинского народа. 

Например, в январе 2008-го года разгорелся скандал из-за письма за подписью президента Ющенко, премьера Тимошенко и главы Верховной Рады Яценюка. В своем официальном обращении в штаб-квартиру Альянса первые лица страны задекларировали готовность Украины присоединиться к Плану действий по членству в НАТО. Все остальное население Украины, как те, кто категорически «за», так и те, кто яростно «против», узнали об этом шаге постфактум. В то время как цивилизованная практика исходит из того, что определяющим в настолько резонансных вопросах является мнение граждан страны, выраженное через референдум. 

Что ж удивляться, когда в вопросе Черноморских соглашений Янукович и «регионалы» повели себя зеркально манере своих политических спарринг-партнеров. Аналогично Ющенко, Тимошенко и Яценюку новый президент продемонстрировал идентичный подход к решению внешнеполитических задач – заключил эту сделку, а всех остальных поставил перед фактом. 

Справедливости ради нужно отметить, что вовремя подоспевшая социология показывает 90%-ую поддержку жителей Севастополя и Крыма заключенным соглашениям. Но та же справедливость расставляет еще один акцент: нахождение на территории Украины военных баз касается всех граждан этой страны. А мнения остальных украинцев так никто и не спросил.

Сергей Слободчук 

Russian Journal
Поделиться
Комментировать