Застойные соперники

Наступивший год будет предвыборным для ключевых мировых держав и не добавит планете спокойствия. Глобальные форумы вроде G20 не найдут рецепта борьбы с экономическими кризисами. Противоречия между США и Китаем будут углубляться, Иран продолжит работать над своей ядерной программой, Европа погрузится в пучину внутренних проблем, а Россия будет требовать новых военных уступок от Запада.

Великие державы: смена поклонений

Новый, 2011 год пройдет под знаком подготовки к смене власти в глобальном масштабе. Дело в том, что уже в следующем, 2012 году сменятся лидеры в ключевых странах мира. Прежде всего в США, которые пока что являются единственной мировой супердержавой как по размеру экономики, так и по мощи армии. Даже если американцы не выберут нового президента и хозяином Белого дома останется Барак Обама, очередные четыре года его президентства вряд ли будут похожи на первые: у американских президентов есть правило — первый срок они работают на переизбрание, а второй — на историю. В 2012 году смена лидера произойдет и во второй крупнейшей мировой державе — Китае. Причем, в отличие от США, новый председатель КНР будет руководить страной не четыре года, а все десять лет.

Кроме того, выборы пройдут и во многих странах, которые можно назвать региональными лидерами, например в России и Венесуэле. Обычно в предвыборный год многие политики строят свою кампанию, рекламируя достижения, но поскольку за кризисные годы мало кто может похвастаться реальными успехами, скорее всего, большинство кандидатов изберут другую стратегию. Чтобы понравиться сильно потрепанным кризисом избирателям, мировым лидерам куда проще будет начать соревноваться в жесткости отстаивания национальных интересов.

Международные организации: кризис форматов

Предстоящий год, скорее всего, окончательно похоронит иллюзию о готовности мировых держав сотрудничать, возникшую было на пике кризиса. Два года назад на первом саммите лидеры G20 наперебой говорили о том, что лишь коллективные действия помогут остановить волну экономических трудностей, захлестнувшую мир. Первые саммиты G20 окончились принятием резолюций, в которых прописывались довольно подробные рецепты борьбы с кризисом, причем все страны давали громкие обещания не заниматься протекционизмом и не поддерживать свою экономику в ущерб мировой.

Однако по мере восстановления экономик обещания, данные в рамках G20, нарушались все чаще, а сами резолюции становились все более расплывчатыми. На ноябрьском саммите в Сеуле лидеры договорились встречаться не два раза в год, а всего один. В 2011 году очередной саммит пройдет во Франции и будет посвящен предотвращению валютных войн. Вряд ли стоит ожидать, что президенты придут к какому-либо внятному решению этой проблемы. Провал очередного саммита "двадцатки" значительно подорвет авторитет этого клуба, который будет все более повторять судьбу "восьмерки", превращаясь в ежегодный отдых глав государств в живописных уголках планеты.

Продолжит агонизировать и ООН. Разговоры о необходимости реформировать ее идут уже почти 20 лет, однако как только вопрос заходит о том, кому же необходимо отдать новые места среди постоянных членов Совета Безопасности ООН, мнения сразу же расходятся. В нынешнем году найти устраивающую всех формулу реформы Совбеза вновь не удастся. А без этой реформы ООН продолжит быть огромной бюрократической организацией, не способной всерьез решить ни одну из мировых проблем.

США: год за два

Для президента Барака Обамы предвыборный год не сулит никаких грандиозных начинаний вроде "перезагрузки" внешней политики или принятия закона о реформе системы здравоохранения. Во многом это связано с тем, что все амбициозные инициативы первого темнокожего президента США пока безрезультатны. Восстановление экономики после рецессии идет крайне медленно, реформа здравоохранения буксует и встречает все большее сопротивление в обществе. Желанная стабилизация в Афганистане так и не наступает, и "перезагружать" отношения пока удается только с придавленной кризисом Россией. Зато набирающий силу Китай, которому крах мировой финансовой системы пошел только на пользу, ведет себя все более самоуверенно и учитывать американские интересы не хочет. Поэтому во внутренней политике Белый дом наверняка посвятит год доводке больших начинаний первых двух лет президентства Обамы, прежде всего реформы здравоохранения. Если этот проект потерпит фиаско, шансы на переизбрание лидера Демократической партии будут падать, а потому Белый дом должен будет бросить все силы на то, чтобы новая система заработала.

Во внешней политике ситуация складывается еще более плачевно. Поскольку с наскока решить все проблемы, оставшиеся от Джорджа Буша-младшего, у Обамы не получилось, он и в этом году продолжит разгребать завалы. Продолжится начатый в прошлом году вывод войск из Ирака. Решающим этот год окажется и для афганской кампании — два года назад Барак Обама пообещал, что в 2011 году американские части начнут покидать страну. Стабилизации не наступило, и прошлый год должен был подтолкнуть Вашингтон к осознанию того, что это вряд ли возможно в принципе. Поэтому теперь США, скорее всего, начнут подготовку к окончанию миссии в Афганистане. И не исключено, что начнутся более активные переговоры с умеренными талибами.

Ближний Восток: отложенная война

Как показал прошедший год, все усилия США пока не заставили Иран отказаться от своей ядерной программы. В этом году давление наверняка продолжится, но на начало войны за год до выборов Обама вряд ли решится. Скорее всего, Вашингтон приложит все усилия и для того, чтобы удержать Израиль от превентивного удара. Максимум, на что окажется способным мировое сообщество,— принятие очередных санкций, которые, как и все прежние меры, не скажутся на ядерной программе Тегерана. В этих условиях арабским соседям Ирана, которые, как показали недавние разоблачения Wikileaks, крайне боятся ядерных амбиций аятолл, останется только закупать оружие, благо рост цен на нефть это позволяет. Общую напряженность будет отравлять и арабо-израильский конфликт, который продолжит тлеть: террористы будут атаковать Израиль, а тот совершать ответные акции возмездия.

Еще одной важной тенденцией 2011 года для Ближнего Востока должно стать усиление влияния Турции, которая в прошлом году, похоже, окончательно отчаялась попасть в ряды ЕС и обратила всю мощь своей дипломатии на укрепление позиций в исламском мире.

Азия: страх и ненависть из-за Китая

Предвыборный год не обещает особых потрясений ключевой стране азиатского региона — Китаю, который в 2010 году обогнал Японию по размерам ВВП и стал второй экономикой в мире. Поскольку общенациональных выборов в стране нет, операция "Преемник" наверняка пройдет гладко и нынешний вице-председатель КНР Си Цзиньпин в будущем году получит вожделенный пост генсека партии, а в начале 2013 года возглавит государство. Однако для того, чтобы укрепить позиции в партии и завоевать популярность в народе, молодому 57-летнему лидеру придется показать себя человеком, не идущим на компромиссы с Западом. Это означает, что Пекин не согласится на требования США и ЕС повысить обменный курс юаня, продолжит модернизацию армии и экспансию в богатые ресурсами Африку, Центральную Азию и Латинскую Америку. Основной внутриэкономической задачей наверняка станет охлаждение не в меру разогретой экономики. Правда, сдуть пузыри на фондовых площадках и рынке недвижимости в этом году Пекину не удастся. Максимум, что может сделать госсовет, это замедлить рост экономики с нынешних 10 до плановых 8%.

Для соседей Китая 2011 год сулит рост обеспокоенности набирающей силу страной, которая все активнее заявляет права на спорные территории. В поисках спасения Япония и Южная Корея прибегнут к испытанному средству и постараются укрепить военный союз с США. Не исключено, что количество совместных маневров у берегов КНР увеличится, что будет только нервировать Пекин и вряд ли подтолкнет его к конструктивной позиции в решении главного регионального конфликта — на Корейском полуострове. Страны Юго-Восточной Азии тоже продолжат искать противовес Китаю, причем помимо США этим наверняка захочет воспользоваться Индия. Так что не исключено, что в южной части Азии в этом году начнет постепенно обретать очертания антикитайская коалиция.

Европа: море проблем

Весь прошлый год Европа училась жить по Лиссабонскому договору, и результаты этой учебы неоднозначны. С одной стороны, ЕС удалось избежать дефолтов своих стран-членов, в частности спасти Грецию и Ирландию. Однако превращения Евросоюза в нового мощного глобального игрока, на которое так надеялся Брюссель, так и не произошло. Учитывая масштаб бюджетных дефицитов и объемов внешнего долга, которые накопили большинство стран—членов панъевропейского альянса, нынешний год единая Европа наверняка проведет в поисках решения накопившихся внутренних проблем.

Новых дефолтов, скорее всего, удастся избежать, однако каждое новое спасение будет даваться все более дорогой ценой. На этом фоне во многих странах ЕС, особенно в экономических локомотивах вроде Германии, Франции и скандинавских государств, может усилиться евроскептицизм — жителям этих стран и так кажется, что они работают за весь Евросоюз. Благодаря этому наверняка продолжат укреплять свои позиции и ультраправые партии, которые в прошлом году попали в парламенты многих ведущих европейских стран.

Россия: проверка на порочность

Оптимизм российского МИДа в оценке отношений с Западом контрастирует с пессимизмом Запада в оценке отношений к правам человека в России

Российских дипломатов наступивший год может лишить спокойствия. Уже в его первые дни сложилось впечатление, что особенно нелегко Москве будет общаться с западными странами. И это при том, что еще недавно президент Дмитрий Медведев и глава МИД РФ Сергей Лавров не скрывали гордости, оглядываясь на внешнеполитические итоги минувшего 2010 года, особо выделяя свои успехи именно на Западе.

Медведев, считающий личной заслугой подписание, а затем и успешную ратификацию российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), выражал надежду на продолжение улучшения отношений с США: "Надеюсь, что американскому обществу и американскому истеблишменту достанет такта и выдержки для того, чтобы продолжить этот курс". Министр Лавров, комментируя прошлогодние отношения России с Евросоюзом, внес свою лепту оптимизма. По его словам, решения двух состоявшихся в прошлом году саммитов Россия-ЕС (июньского в Ростове-на-Дону и декабрьского в Брюсселе) "позволяют уверенно двигаться вперед по основным направлениям стратегического партнерства".

Внешнеполитическую идиллию нарушил человек, похожий на героя гоголевской "Шинели" Башмачкина в исполнении Ролана Быкова,— судья Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин. 30 декабря 2010 года он тихо пробубнил приговор топ-менеджерам ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, оставив каждого из них за решеткой до 2017 года.

Оптимизм российского МИДа в оценке отношений с Западом контрастирует с пессимизмом Запада в оценке отношений к правам человека в России

Последовавшая за этим реакция Запада была крайне негативной. Глава МИД Евросоюза баронесса Кэтрин Эштон объявила: "Независимость суда и право каждого гражданина на справедливое судебное разбирательство, закрепленное в Европейской конвенции по правам человека, которую подписала Россия, имеют решающее значение для стратегического партнерства между ЕС и РФ, и верховенство закона является краеугольным камнем "Партнерства для модернизации"". По сути, под сомнение была поставлена перспектива реализации одного из главных начинаний Дмитрия Медведева, который почти всю первую половину своего президентского срока говорит о необходимости преодоления технологической отсталости России в сотрудничестве с Евросоюзом. На прошлой неделе депутаты Европарламента заговорили о необходимости введения визовых и экономических санкций против российских чиновников, причастных к вынесению несправедливого приговора. При этом в европейских СМИ стал активно муссироваться тезис, что необходимо запретить въезд в ЕС вообще всем россиянам и тем самым побудить наиболее продвинутых и активных русских давить на собственное правительство, добиваясь внутриполитических и других реформ. В США, в свою очередь, заговорили о том, что приговор Ходорковскому может сказаться на вступлении Москвы в ВТО.

Таким образом, с 30 декабря проблема под названием "Ходорковский", которую было принято считать проблемой Путина, стала и проблемой Медведева — это его начинания на Западе теперь ставят под сомнение. И если перечисленные выше угрозы будут воплощены в жизнь, есть вероятность, что отношения Москвы с Европой и США скатятся до уровня, на котором они находились в конце второго срока Владимира Путина или даже в разгар войны в Южной Осетии в 2008 году. Москва, максимально приблизившаяся сейчас к получению заветного членства в ВТО, может серьезно обидеться, если США, о завершении переговоров с которыми было торжественно объявлено в прошлом году, заморозят этот процесс. Ведь президент Медведев, выстроивший, как он сам выражался, прекрасные личные отношения с Обамой, приложил немало усилий, чтобы Россию наконец приняли в этот торговый клуб.

Но возможен и другой сценарий. Запад, время от времени критикующий Россию и другие недемократичные, с его точки зрения, страны, никогда не рвал с ними отношений в ущерб своим экономическим интересам, даже когда Москва являлась столицей советской "империи зла". Несмотря на шквал возмущения по поводу войны России и Грузии, несопоставимый с тем, что последовал после приговора Ходорковскому, Европа не решилась на санкции в отношении богатой углеводородами России. Ответ на вопрос, появилась ли с тех пор веская причина, чтобы ввязываться в серьезный конфликт, на этот раз узнаем в течение года.

Между тем у России также есть ультимативные требования к Западу. Ей важно принять участие в формировании европейской системы ПРО, о чем заявляли и президент Медведев, и министр Лавров. В Москве убеждены, что эта система, появись она без ведома России, способна изменить стратегический баланс сил. А потому говорят о возобновлении гонки вооружений, в случае если интересы России не будут учтены. Поэтому в будущем году отношения между Москвой и Западом во многом будут зависеть от успеха переговоров по конструированию совместной ПРО.

СНГ: период раздрая

Для ряда стран на постсоветском пространстве будущий год станет в буквальном смысле проверкой на прочность. Перед Киргизией, где в прошлом году случился сначала бунт, а затем межэтническая резня, всерьез встал вопрос сохранения своей государственности. В стране растет количество недовольных сменой формы правления с президентской республики на парламентскую, которая пока не продемонстрировала никаких преимуществ. Борьба кланов за власть не утихает, а рост националистических настроений, начавшийся после конфликта между киргизами и узбеками, скорее всего, продолжится.

Не лучше дела еще в одной обделенной нефтью и газом среднеазиатской республике — Таджикистане. В прошлом году там случился беспрецедентный со времен гражданской войны 90-х годов всплеск вооруженного насилия. Сначала из тщательно охраняемой тюрьмы в центре Душанбе бежали несколько десятков осужденных на длительные сроки, а затем экстремисты атаковали колонну правительственных войск. Все это показывает, что власть в лице президента Эмомали Рахмона, правящего последние 13 лет, не до конца контролирует ситуацию в республике. Количество недовольных политикой нынешнего главы государства растет, поскольку за годы правления он отправил за решетку множество влиятельных политиков как из числа своих сторонников, так и тех, кто в годы войны воевал на стороне объединенной оппозиции и сложил оружие, поверив в гарантии неприкосновенности.

В богатых углеводородами Казахстане и Узбекистане, скорее всего, будет относительное спокойствие. Разве что изредка его будут нарушать подчиненные президентов этих стран Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова, чтобы попросить своих лидеров подольше оставаться у власти (см. стр. 39).

Руководители Белоруссии и Украины обеспечили себе относительно безоблачный период. Александр Лукашенко жестко подавил выступления оппозиции и продолжает держать своих оппонентов кого в тюрьме, кого в страхе. Из-за этого он окончательно рассорился с Западом и лишил себя пространства для маневра в отношениях с Москвой. Этим наверняка воспользуется Кремль, чтобы сделать Лукашенко более сговорчивым и, например, получить от него признание Абхазии и Южной Осетии.

Президент Украины Виктор Янукович, судя по всему, равняется на белорусского коллегу. Весь прошлый год оппозиционных лидеров, в том числе экс-премьера Юлию Тимошенко, вызывали на допросы. Эта линия наверняка продолжится, учитывая, что в 2012 году должны состояться выборы в верховную раду. В отношениях с Москвой у него все в целом будет ровно, но уже без сенсационных прорывов, таких как подписанное в 2010 году соглашение о продлении пребывания в Крыму Черноморского флота РФ до 2042 года. Урегулировать главный приграничный спор с Москвой — о разделе Азово-Керченского пролива — Киеву вряд ли удастся, хоть это и является одной из главных задач украинской дипломатии.

На общем фоне выделяется Молдавия. Москва из-за собственной неосмотрительности может потерять былое влияние в республике. Глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин в конце прошлого года пытался создать в Кишиневе пророссийскую правящую коалицию из Коммунистической и Демократической партий, но потерпел неудачу. В результате республикой правит правоцентристская коалиция Либерально-демократической, Демократической и Либеральной партий, которая будет в первую очередь ориентироваться на ЕС.

Александр Габуев, Владимир Соловьев

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе