Призрак распада

В Европе отрицают планы разделения еврозоны. Но мир все чаще задумывается о такой возможности и ее последствиях


Евросоюз обсуждает «двухскоростное развитие», сообщили вчера иностранные СМИ. Речь идет о том, что немецкие и французские политики в последние месяцы планировали перестройку ЕС — создание более интегрированной и потенциально меньшей еврозоны.


Как сообщил высокопоставленный анонимный источник, изменения обсуждались на «интеллектуальном» уровне, но еще не перешли в оперативные или технические дискуссии. Впрочем, и во французском, и в немецком правительствах отрицают какую-либо работу в этом направлении. Признать подобные слухи — значит признать, что все усилия, затраченные на спасение проблемных стран, пропадут даром, а также дать сигнал рынкам, что другие страны с проблемами (например, Италию) спасать не будут. «Я очень сомневаюсь в возможности реализации подобного сценария, — говорит Евгений Студеникин, заместитель руководителя департамента торговых операций ФГ БКС. — Европейские государства прошли очень долгую дорогу на пути формирования того сообщества, которое существует сейчас. Какие-либо изменения в его структуре очень проблематичны и сильно бюрократизированы. Полагаю, что в случае выхода ряда государств из еврозоны ее структура полностью изменится, и маловероятно, что евро продолжит свое существование».


Развал еврозоны действительно не устроит многих. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу уже предупредил, что экономические последствия распада еврозоны будут «ужасными»: например, Германию в таком случае ждет падение ВВП не менее чем на 3%, а более 1 млн жителей страны останутся без работы. Это мнение разделяет и президент Европейского совета Херман ван Ромпей.


Между тем «двухскоростная» Европа — давно уже ни для кого не новость. Валютный союз изначально включает страны, различные по экономическому и финансовому положению. Именно это является основной причиной долгового кризиса в ЕС: получая статус стабильной страны при вхождении в еврозону и предлагая населению соответственный уровень жизни, правительства одалживали огромные суммы на долговом рынке, чтобы финансировать расходы. Но если сильные страны способны обеспечивать свои долги самостоятельно, то слабых теперь приходится тянуть на веревке вслед за остальными в надежде, что весь регион не пойдет ко дну.


Президент Франции Николя Саркози уже заметил, что проект «двухскоростной» Европы будет двигаться вперед быстрее, чем все 27 стран ЕС, и это единственная модель будущего. По мнению премьера, требуется разделение стран на центр с глубокой интеграцией во всех сферах и своеобразную «конфедерацию», более свободную в своих решениях. Позиция Франции обоснованна: в условиях, когда Евросоюзу срочно надо спасать отстающие и проблемные страны, часть государств либо не хотят этого делать, либо решают политическое проблемы, не задумываясь о других странах. Еврозоне срочно необходима либо более глубокая интеграция (с единой экономической властью), либо распад, который поможет ряду стран выбраться из долгового кризиса.


Пока европейские политики отнекиваются от дезинтеграционных процессов, в мире зреет понимание, что выход отдельных стран из еврозоны — дело лишь времени. По словам аналитика «ТКБ Капитал» Сергея Карыхалина, действительно один из вариантов — это возможность выхода проблемных стран для того, чтобы не подрывать устойчивость валютного союза в целом. «Но в этом случае экономические изменения будут очень серьезными — предстоит решить, что делать с долгами, как координировать валютную и денежно-кредитную политику. На мой взгляд, рабочий вариант — это создание на базе еврозоны нового, более интегрированного объединения с жесткими критериями участия. В результате если какая-то из стран не сможет соответствовать требованиям, ей самой придется отказаться от валютного союза, пока не удастся привести свои финансы в порядок», — говорит эксперт.


Начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк считает, что в случае если распад еврозоны произойдет, то центром притяжения станут Германия, Франция, Польша, страны Бенилюкса и Скандинавия. Среди плюсов такого шага то, что сохранится, хоть и в ужавшемся виде, зона евро, произойдет существенно более высокая централизация экономической власти, ликвидация безответственности отдельных стран. При этом после периода шоковой девальвации национальных валют страны, вышедшие из еврозоны, восстановят конкурентоспособность, и их экономики возобновят рост. В числе минусов, считает эксперт, — длительный период экономических пертурбаций в связи с переформатированием еврозоны и девальвацией восстановленных национальных валют. К тому же сильный евро будет подрывать экспорт оставшихся в еврозоне, снижая конкурентоспособность производителей на внутреннем рынке.


Критерием сохранения членства в зоне евро может стать способность сохранять положительные темпы роста ВВП при бездефицитном бюджете. Создать эффективный политико-экономический союз, считает начальник отдела аналитических исследований ИК «Универ капитал» Дмитрий Александров, можно только при наличии единого политического, экономического и эмиссионного центра принятия решений. В противном случае единая валюта будет единственным объединяющим фактором. Как показывает историческая практика, этого недостаточно.


Анна Королева


Эксперт


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе