Поколение бумеранга

Кирилл Журенков: все больше европейцев предпочитают жить с родителями.

Экономические трудности, с которыми никак не могут справиться на Западе, меняют социальные привычки: в США и Европе резко выросло число молодых людей, возвращающихся под крыло родителей.

В американском словаре Merriam-Webster недавно появилось выражение «ребенок-бумеранг»: так называют взрослых, переезжающих в отчий дом из-за финансовых трудностей

Фото: Getty Images/Fotobank

Тревогу забили в США: по данным журнала Fortune, который ссылается на специалистов по недвижимости, за последние несколько лет там не досчитались более 2 млн домохозяйств. При этом доля молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, живущих с родителями, выросла с 27,6 процента в 2007 году до 31 процента в нынешнем. Виноват, как водится, экономический кризис и безработица — пройдут годы, предупреждают эксперты, прежде чем молодые смогут заработать на собственное жилье. Впрочем, даже те, кто сумел удержаться на работе, затягивают пояса: среди молодежи, у которой есть постоянный заработок, доля живущих под родительским крылом увеличилась с 22,8 до 24,6 процента.

Ученые из исследовательской организации Pew Research Center подтверждают тенденцию: число "молодых взрослых" (25-34 года), живущих в так называемых многопоколенных домохозяйствах, в США выросло с 11 процентов в 1980-м до 21,6 процента в 2010-м — это полувековой рекорд. При этом они вовсе не сели на шею "предкам", большинство участвовало в домашних расходах наравне со старшими. Для Америки все это — маленькая социальная революция, так что даже специалисты разводят руками: мол, времена меняются. Опрошенные американцы то и дело вспоминают про друзей и знакомых, которые недавно переехали к родителям. Не случайно появился и новый термин, уже прочно закрепившийся в словарях,— дети-бумеранги.

Однако парадокс в том, что поколение бумеранга — вовсе не американское явление. То же самое происходит в Европе: с родителями живут 67 процентов испанцев от 18 до 29 лет, а возраст тех, кто готов зажить самостоятельной жизнью, растет, причины — экономические. В Италии этот показатель — 60,7 процента. СМИ уточняют: для итальянцев это вообще-то характерно, но и безработицу не надо сбрасывать со счетов. Похожие данные по Великобритании, Ирландии или, например, Польше, и везде эксперты указывают на финансовые проблемы.

Британская газета The Guardian публикует рассказы таких вот детей-бумерангов: например, 38-летний Гэрет из Южного Лондона не может устроиться по специальности "судебная антропология" и поэтому живет с родителями и племянником. А 27-летняя Мишель и 30-летний Дэвид из Эссекса хотели большую свадьбу и еще начать копить на собственное жилье. Им показалось глупым отдавать деньги за съемное жилье, и они переехали к родителям — свадьба состоялась, ну а собственный дом скоро появится.

Социолог Кэтрин Ньюмен из Университета Джонса Хопкинса в США, изучавшая феномен детей-бумерангов по всему миру для своей книги, пояснила "Огоньку", что мировой финансово-экономический кризис просто резче выявил существовавшую тенденцию. По ее мнению, экономические трудности, особенно чудовищные условия на рынке труда для "молодых взрослых",— основная причина появления таких семей, где повзрослевшие дети вновь живут под одной крышей с родителями. Основная, но не единственная. Также, по мнению эксперта, причины в дорогостоящем высшем образовании и высоких ценах на недвижимость (вкупе со слабым рынком аренды в некоторых странах). А вот об изменениях в мировоззрении Кэтрин говорит осторожно: было время, когда такие семьи считались чем-то странным, симптомом своего рода дисфункции (именно так их до сих пор воспринимают в Японии). Однако сейчас они встречаются все чаще и вполне могут считаться нормой, пусть и на грани осуждения.

"Пока прошло не так много времени, чтобы говорить о серьезных изменениях в культурных традициях,— считает эксперт.— Но это может случиться, если ситуация будет развиваться еще лет десять, а похоже, все к тому идет".

Однако Кэтрин Ньюмен называет и страны, для которых проблема детей-бумерангов не настолько актуальна: к примеру, в Швеции и Дании тоже высок уровень молодежной безработицы, но подобных семей у них немного. Секрет — в участии государства. Там, где оно максимально помогает молодым, например с субсидиями на высшее образование или жилье, те становятся более самостоятельными.

В целом же эксперт считает, что перед нами уникальный пример взаимопомощи поколений. Дело в том, что культурная разница между родителями, относящимися к поколению "беби-бумеров", и "детьми миллениума" очень мала. Они слушают ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы и даже придерживаются одинаковых политических взглядов. Когда-то "беби-бумеры" добились сексуальной свободы, так что здесь между поколениями также споров нет, и это сходство в культурных особенностях делает семьи крепче.

Кстати, в России, считают исследователи Независимого института социальной политики, отчуждения между поколениями тоже не наблюдается — у нас поддержка родителей традиционна. Не случайно россияне раньше вступают в брак и заводят детей. Причина в том, что они ощущают эту поддержку. Отечественные эксперты уверены: это наша модель адаптации к случившейся на рубеже 1990-х социально-экономической трансформации в стране. Потому и нынешние трудности не ощущаются так остро, как на Западе,— нам, в отличие от американцев, менять свои привычки пока не приходится.

Кирилл Журенков

Огонек

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе