Первобытный инстинкт в эпоху глобализации

Первобытные люди жили большими семьями, каждая на своей поляне, тщательно отгороженной от остального мира. По ночам свет костра освещал круг, в котором были "свои", а за его пределами, в темноте, - "чужие". "Свои" - обязательно хорошие, "чужие" в черном лесу - "плохие". От них, от "чужих", исходят болезни и козни. Это они сбивают глаз на охоте, посылают проливные дожди, устраивают наводнения, налагают все тяготы, которые приходится нести "своим".

Еще недавно казалось: человечеству удалось преодолеть этот первобытный инстинкт. Но недавние события в Европе показали: инстинкт деления на "своих" и "чужих" оказался удивительно живучим.

Не успел 2007 год по-настоящему начаться, как Европа оказалась поражена массовой эпидемией ксенофобии. На минувшей неделе 23 миллиона европейцев, голосуя на выборах депутатов Европарламента, отдали свои голоса ультранационалистической партии и ее свежеиспеченной фракции в Европарламенте под названием "Самосознание, традиции, суверенитет". В ее состав вошли 20 депутатов из 7 стран Евросоюза, все - личности, безусловно, известные, вплоть до внучки Бенито Муссолини и лидера французских "ультра" Ле Пена. Исчерпывающую характеристику политической программе и взглядам этих депутатов дала лондонская "Индепендент": "ненавистники цыган, отрицатели Холокоста, ксенофобы, человеконенавистники и антисемиты".

Впервые после Второй мировой войны европейские "ультра" сумели сформировать в континентальном парламенте собственную фракцию, с полагающимися ей финансированием и прочими привилегиями, что привело политкорректную Европу в состояние шока. Было даже предложено провести юридическую процедуру, которая бы запретила создание такой "фракции ксенофобии", - настолько декларируемые взгляды и идеи противоречат всем базовым, основополагающим европейским ценностям.

Однако так ли уж неожиданна победа ксенофобов? Подводя итоги ушедшего 2006 года, средства массовой информации (в первую очередь европейские) пестрели похожими сюжетами. В населенных мигрантами парижских предместьях пылают автобусы. В Восточной Германии неонацисты дерутся с левыми. На улицах исламских городов толпы верующих громят представительства европейских стран за датские карикатуры на пророка. Показывают марши протестов против визита папы римского в Турцию из-за цитирования документа многовековой давности.

У нас в России вспоминают Кондопогу - странные оправдательные приговоры тем, кто преступил закон по расовым и религиозным побуждениям. Вспоминают депортацию грузинских нелегалов, убийства иностранных студентов.

После атак исламских террористов на Международный центр торговли в Нью-Йорке 11 сентября самым расхожим мобилизующим лозунгом стал: "Терроризм - чума XXI века". Но ксенофобия опасна в той же мере, хотя внимания ей уделяется во много раз меньше. Но ведь и то, и другое - составные звенья одной цепи - глобального конфликта цивилизаций, который еще некоторое время назад отрицался и оспаривался, а сегодня воспринимается как неизбежный системный кризис человечества.

Сегодня, в эпоху глобализации и нового переселения народов (миграции), конфликтность в мире растет. Мир охвачен кризисом национально-религиозных отношений, и ни одно государство пока что не приняло адекватных этой опасности мер.

Этот кризис в особенности опасен для России - ведь это многоконфессиональная и многонациональная страна. Тем ответственнее нам следует относиться к национальной политике и выработке национальной идеи. Мы должны различия, которые всюду в мире раскалывают общества, превратить в России в объединяющие факторы. Нам следует широко пропагандировать тезис о том, что этические ценности всех основных религий мира едины. Если Бог - один, то и система ценностей у Него одна. И нет у Него "своих" и "чужих". И почему бы народам России не продемонстрировать это обстоятельство на практике? И не показать это остальному миру? Это и может стать, если угодно, нашей национальной идеей.

Российская национальная идея должна предложить миру "третий путь" - такую платформу, на которой уживались бы все религии и этносы, существующие в России, опираясь на этическое единство религий.

Эта платформа, как уже говорилось, - безусловное, в сущности этическое единство конфессий. Почему делается упор именно на религиозные основания? Да потому что во многом именно от духовных лидеров зависит направление энергии межцивилизационного сосуществования: либо в сторону противостояния, либо - понимания и сотрудничества.

Трудность здесь в том, что, сколько бы мы ни оглядывались на историю, нигде не найдем опыта создания идеологии, в которой ценности религий и этносов были на практике объединены. Думается, однако, время пришло. В противном случае XXI век сгорит в огне межцивилизационных конфликтов. И я не стал бы это сваливать только на первобытные инстинкты.

Владимир Слуцкер, член Совета федерации РФ, заместитель председателя комиссии по национальной политике

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе