Об антидолларовом популизме и долларовой зависимости

Депутат Государственной Думы Евгений Фёдоров готовит поправки, которые должны сделать экономику страны полностью рублевой. По словам Фёдорова, нужны изменения в Закон «О Центральном банке» и в Конституцию, которые освободят российскую экономику от долларового засилья.

Инициатива активного депутата нецелесообразна, хотя достойна уважения. Я могу напомнить, что в свое время в Израиле, когда там была высокая инфляция, приняли закон о том, что определение цены не в шекелях, а в долларах карается штрафом. Штраф – в долларах. Это бессмысленно. Дедолларизация экономики осуществляется путём обеспечения валютной самодостаточности страны.

Россия – одна из самых зависимых от доллара стран в мире. Мы не просто на поводке, а на самом коротком поводке в мире. Мы знаем, что российская валюта зависит от доллара, т. е. от цен на нефть. Это, в принципе, одно и то же, связанные друг с другом вещи. Экономика, которая не имеет развитого внутреннего рынка, не имеет и высокой степени автономности, связанной с тем, что у неё есть какой-то самостоятельный внутренний рынок. Экономика, полностью построенная на экспорте, причём на экспорте чисто сырьевом, не может добиться большей независимости от доллара, чем сейчас.

Все цивилизованные, нормальные, рыночные формы дедолларизации у нас есть и работают: никто и ни в каком магазине не принимает доллары. Вы нигде никому насильно не всучите доллар. Но большего мы можем добиться только одним путём – введением отказа от прямой конвертации, становлением множественных курсов. Это – отдельный вопрос, его можно долго обсуждать, при определённых обстоятельствах это можно рассматривать; это – другая экономическая стратегия и вообще другая экономическая система.

Я не думаю, что депутат Федоров имеет в виду это, поэтому мне кажется, что это – пропагандистский жест с его стороны и не более того. Я не понимаю, какие могут быть поправки, не представляю себе рациональных, экономически обоснованных и работающих изменений, которые можно было бы здесь внести и которые бы существенным образом изменили ситуацию. Я не думаю, что он сделал экономическое открытие, в результате которого можно дедолларизовать долларозависимую экономику.

Мы получаем свой основной определяющий климат страны в долларах, в которых считаются цены на нефть. Если бы мы вдруг начали продавать все наши ресурсы за рубли (была такая идея), то, наверное, это что-то изменило бы. Но хорошо ли это – большой вопрос, потому что мы всё равно зависимы от конъюнктуры. Представьте себе: мы продаём нефть за рубли, на рынках появляется потребность в рублях. Предположим, какие-то страны начали создавать резервы в рублях. Тогда рубль стал бы более обращаемой валютой в мире, но в случае колебания конъюнктурных спросов на сырьё у нас бы тогда обваливался рубль. Т. е. у нас нашей нефти становится запредельно больше, а эти колебания не то что реальны, но практически неизбежны.

Михаил Леонтьев

Главный редактор еженедельного журнала "Однако". Родился в 1958 г. в Москве. Окончил общеэкономический факультет Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Работал в изданиях «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Вusinеss МН», «Сегодня», «Профиль», на телеканале «ТВ Центр». С 1999 года – автор и ведущий программы «Однако» на Первом канале (ранее ОРТ).

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе