НАШ РУЛЕВОЙ

России приходится мириться с тем, что состояние ее экономики во многом определяется решениями Федеральной резервной системы США.

Не так давно в России модным бы-ло все суверенное. От экономики до демократии. Тогда цены на нефть шли вверх, и $150 за баррель казалось рутиной. Потом грянул кризис.

Москва по инерции объявила себя "островом стабильности", но очень скоро кризис этот остров потопил. Теперь в прогнозах российское правительство ставит темпы оживления отечест-венной экономики в зависи-мость от происходящего в эко-номике мировой.
Эксперты знают, что центром управления мировой, а значит, и российской эко-номики является Федераль-ная резервная система США. Она способна влиять на эко-номическое положение Рос-сии, воздействуя на стоимость нефти. При этом ин-тересы главного регулятора мировой экономики с интересами России не совпадают.

МИССИЯ И МИССИОНЕРЫ
Что является главным носителем глобализации мировой экономики? Миграция капиталов. Она гонит волны, которые могут принести с собой как экономическое процветание, так и зловещие "пузыри", которые, лопнув, ввергают народное хозяйст-во в кризис.
А что определяет направление движения капитала? Есть много факторов, но од-ним из главных является из-меняющаяся цена денег - процентные ставки. А цен-ники на деньги как раз и вешает ФРС США, а также Европейский Центробанк. Есть, конечно, еще Банк Англии и Банк Японии, но они, что называется, на подхвате.
Впрочем, кризис внес в этот расклад некоторые изменения.
Во-первых, возросшая экономическая мощь и золотовалютные резервы Китая превратили его в потенциального участника регулирования потоков капиталов.
Во-вторых, в мире крепнет идея "освободить" ФРС США от ответственности за мировую экономику за счет создания сети международных финансовых центров и региональных валют. Это, впрочем, отнюдь не гарантирует, что рисков станет меньше.
Так что пока основная ответственность по-прежнему лежит на ФРС.

МИЛЛИАРДЫ И ТРИЛЛИОНЫ
Рынки живут ожиданиями. И важным решениям ФРС всегда сопутствует ажиотаж. Не всегда на самом рынке, но всегда около него - среди разного рода аналитиков и прогнозистов. Но даже на этом фоне решению, принятому ФРС 2 ноября, предшествовало небывалое брожение умов.
Главный нерв - оценка масштабов выброса долларов на рынок. Логика такая: экономика США явно тормозит в своем оживлении, безработица остается на опасном уровне в 9,6%, цены растут медленнее, чем ожидалось, грозя по японс-кому образцу сорваться в де-фляцию и лишить стимулов производителей, потребительская активность остается низкой.
Выход - новые доллары, они должны оживить продажи. Но появятся новые дензнаки не за счет снижения ставки ФРС, она и так практически на нуле с декабря позапрошлого года, а за счет выкупа государственных долговых обязательств с рынка. Этой логикой ФРС и руководствовалась.
Но вот в оценке величины выброса долларов аналитики расходились. Назывались цифры в $1,5 трлн и даже в $2 трлн, ФРС же объявила лишь о $600 млрд. На рынке, конечно, $600 млрд появятся не одномоментно, предполагается месячная доза в $75 млрд, чтобы регулятор успевал реагировать на последствия.
Положение было сочтено не настолько тревожным, чтобы распечатывать второй "антикризисный пакет" (напомним, в конце 2008 года, на пике финансового кризиса, ФРС провела скупку казначейских обязательств и ипотечных ценных бумаг на $1,7 трлн).
Есть и еще одно обстоятельство: вслед за ФРС засе-дали Европейский Центро-банк, Банк Англии и Банк Японии.
Если бы ФРС пошла на долларовую революцию, другие регуляторы должны были бы делать то же самое со своими валютами, и тогда уже валютная война диктовала бы свои правила. Сейчас же ЕЦБ и Банк Англии оставили свои ставки без изменений - 1% и 0,5% соответственно.
Фондовый рынок США на решение ФРС отозвался вежливым приподыманием. Но если рынок сочтет смягчение денежной политики недостаточным, рост прекратится.
Доллар вслед за решением ФРС закономерно похудел, хотя, скорее всего, в его динамике радикальных перемен не произойдет. Разговоры о 20-процентной девальвации, доносившиеся с Уолл-стрит вместе с прогнозами триллионных интервенций, так разговорами и останутся.

НЕФТЬ И РОССИЯ
Есть мощный приводной ремень от решения ФРС к экономике России. Это це-на на нефть. То, что доллар и стоимость нефти сидят на разных концах качелей, известно. Когда только обсуждался выброс триллионов долларов, нефтяные анали-тики в один голос с шейхами уже называли справедливой цену более $100 за баррель на 2011 год. Но ФРС этот праздник России не подарила. Более того, по прогнозу Всемирного банка (ВБ), опубликованному как раз 2 ноября, цена на нефть должна снизиться - среднегодовое ее значение на 2010 год прогнозируется теперь на уровне $76,4 за баррель ($78,1 - июньский прогноз), в 2011 году она составит $73,3 за бар-рель ($74,6). В 2012 году банк по-прежнему ожидает $73,1.
При этом в документе пред-сказывается повышение тем-пов прироста мировой экономики по сравнению с июнь-ским прогнозом: в 2010 году - до 3,5% с 3,3%; в 2011 году - до 3,3% с 3,2%. На 2012 год прогноз без изменений - на уровне 3,6%.
Тут надо признать, что ВБ загадал загадку. Если нефть подешевеет, значит, не понизится курс доллара, несмотря на решение ФРС. К тому же рост мировой экономики - это рост спроса на нефть, а цены, по прогнозу, падают.
Разгадки в обзоре нет. Есть подсказка: спрос на нефть будет расти главным образом в развивающихся странах. Значит, отмеченное ус-корение мировой экономи-ки будет происходить за их счет.
Россия, оправдывая звание развивающейся экономики, растет быстрее мира в целом, но медленнее, чем пре-дусматривалось в июне.
"Мы пересмотрели наш про-гноз роста реального ВВП в России, - говорится в обзоре ВБ, - до 4,2% в 2010 году, до 4,5% в 2011 году и 3,5% в 2012 году". Тогда цифры были такими: рост ВВП в 2010 году - 4,5%, в 2011 - 4,8%, в 2012 году - 4,7%.
Всемирный банк считает, что пока решительный сдвиг не произойдет в США и других развитых странах, цена на нефть вверх не устремится. Что же касается доллара, то ВБ стоит на том, что его снижение если и продолжится, то будет недостаточным для того, чтобы оказать существенное влияние на це-ну нефти.
Банк, если угодно, заранее исходил из того, что на долларовую революцию и выброс триллионов ФРС не пойдет. Если прогноз ВБ при всех его загадках оправдает-ся, то Россия окажется в про-игрыше.

Есть мощный приводной ремень от решения ФРС к экономике России. Это цена на нефть. То, что доллар и стоимость нефти сидят на разных концах качелей, известно. Когда только обсуждался выброс триллионов долларов, нефтяные аналитики в один голос с шейхами уже называли справедливой цену более $100 за баррель на 2011 год. Но ФРС этот праздник России не подарила. Снижение доллара если и продолжится, то будет недостаточным для того, чтобы оказать существенное влияние на цену нефти. Россия окажется в проигрыше.

Николай Вардуль

Профиль
Поделиться
Комментировать