Гей, лиходеи!

…По Интернету бродит забавная реклама бельгийского телеканала, призывающего расслабленных фламандцев добавить немножко драмы в свою жизнь. На мирной площади раздается выстрел, включается сирена, стремительно подъезжают полицейские-врачи-гангстеры. Одного бьют, другого убивают, третьего выволакивают из дому то ли на носилках, то ли на катафалке. Пару раз роняют, забывают, после чего все участники радостно захлопывают двери и уезжают, а для свидетелей сцены на доме выскакивает слоган о новом телеканале.

Один американец, посмотрев рекламу, которая, казалось бы, невозможна в Америке – чтобы кого-то куда-то тащили против его воли, а "прохожие" наблюдали поодаль и деликатно не вмешивались, - помолчал и задумчиво резюмировал: "Да, невозможно. У нас пара прохожих тут же пистолеты бы вытащили, которые они под пиджаками носят…"

Видимо, не шутил. Последний опрос, проведенный Pew Research Center, показал: за последние годы гораздо больше американцев стало поддерживать право свободного оборота оружия, чем меры по ужесточению контроля над ним. 49 процентов считают, что важнее сохранить свободное приобретение оружия, 45 процентов – что важнее это приобретение затруднить. Особенно за огнестрельное оружие выступают белые американцы, хотя почти 20 последних лет они говорили, что необходимо ужесточать контроль.


За три года ситуация изменилась: 57 процентов считают, что важнее сохранить свободный оборот, 37 процентов – что важнее усилить контроль. Черные американцы более последовательны в своем отношении к оружию – они как считали, что свобода важнее контроля, так и считают: 60 процентов против 35. В сущности, они дают почти такое же соотношение, к которому теперь пришли белые.


Что интересно – и женщины стали более толерантны к свободному обороту оружия. Четыре года назад 30 процентов считали, что свобода важнее контроля, ныне – 39 процентов.


Оружие относится к одной из трех социальных тем в США, которые вызывают самые яростные дебаты и по которым общество наиболее поляризовано. Одна неосторожная фраза может стоить политику карьеры. Две другие темы – аборты и браки сексуальных меньшинств. Так вот последнее исследование так же обнаружило, что американцы стали толерантнее к однополым бракам.


Американское общество, как бы ни преподносили российскому зрителю его моральные устои, на самом деле остается гораздо более патриархальным и целомудренным, чем европейское, не говоря уже о российском. И в понимании семейных ценностей, и в отношении к религии, и в отношении к насилию.


Любопытным примером в этом плане могут быть мюзиклы. Один и тот же мюзикл в американской, даже бродвейской постановке будет выглядеть более целомудренно, чем, скажем, его аналог в Лондоне. В кино американские зрители могут цепенеть от каких-нибудь привычных, на европейский взгляд, флиртов изящного французского кинематографа. Кровавые боевики, широким потоком доходящие до России и создающие американцам имидж едва не каннибалов, в реальности составляют незначительный сегмент, тщательно огороженный от каждодневной жизни обывателя. Перед любым фильмом, идущим на широком экране, дается предупреждение, содержит ли картина сцены насилия, нецензурную лексику (и какой степени экспрессии), курение «травки» и т.д. Парней и девушек до 21 года не пускают во многие ночные клубы, им не продают выпивки и т.д. Не так давно некоторые штаты обсуждали, не поднять ли возрастной порог до 23 лет, вот тут бедные дети взвыли…


Это не означает, что американский подросток или просто обыватель светел и невинен. Понятно, всегда находятся способы добраться до запретного. Но здесь важен общий настрой: американское общество как социум, исповедующий определенные нормы поведения, не поощряет показной жестокости, равнодушия, пьянства и вседозволенности.


В вопросе матримониальных прав сексуальных меньшинств американцы тоже гораздо консервативнее европейцев. И вдруг такой сдвиг! Впервые, констатирует исследование, браки среди меньшинств получили такую же сильную поддержку, как оппонирование им, - 22 процента. Всего четыре года назад поддержка составляла лишь 14 процентов, устойчивое оппонирование – 30 процентов. А еще четырьмя годами раньше лишь 31 процент респондентов допускал нетрадиционные браки, тогда как 60 были устойчиво против.


Что же происходит с американским обществом? Оно дичает и становится разнузданнее? Увы, адептов скорого коллапса США придется разочаровать. Причины совсем иные.


Вот, к примеру, оружие. "Причины не связаны с реакцией на ситуацию с преступностью, опросы не показывают сдвигов в восприятии американцами преступления, появлением страха перед преступностью или боязнью стать жертвой преступления", - констатировало исследование центра Gallup еще в конце 2011 года. Скорее, это связано с тем, что администрация Обамы одно время думала над ужесточением мер по контролю за оружием, особенно после случая с Габриэль Гиффордс.


Тут американцы вспомнили про Вторую поправку к Конституции (статья вторая Билля о правах гарантирует право на хранение и ношение оружия); республиканцы, среди которых сторонников владения оружием больше, вынесли тему на предвыборное знамя, а граждане свободной Америки решили прикупить пушечек "про запас".


Сегодня, по данным Gallup, 47 процентов всех взрослых американцев сообщают, что дома у них есть оружие. Это самый высокий показатель за последние 19 лет. Продолжая опрос, чтобы понять, принадлежит ли оружие самому респонденту или кому-то другому в семье, центр выяснил: каждый третий американец персонально имеет оружие. 46 процентов взрослых мужчин и 23 процента женщин заявляют, что оружием владеют они лично.


Может, это одна из причин, почему и с преступностью в Америке дела обстоят не совсем так, как в России (хотя официальные данные владения оружием в США на сотню жителей в 10 раз выше, чем в РФ), и с революциями у них всегда было неважно, да и просто с бытовым хамством все иначе. Когда знаешь, что у соседа в тумбочке кольт, подумаешь, стоит ли залезать к нему в дом; когда знаешь, что у водителя в бардачке может оказаться обрез, подумаешь, подрезать ли его на светофоре…


С меньшинствами немного другая история. В 1994 году, когда Pew Research Center начал спрашивать американцев об их отношении к гомосексуализму, еще обсуждалось, допускать ли вообще наличие в жизни сексуальных меньшинств или отвергнуть как факт. К 2008 году ситуация значительно изменилась: 39 процентов поддерживали однополые браки (в 2004 году таковых был лишь 31 процент), 52 процента было против (60 процентов четырьмя годами раньше).


Опрос этого года дал следующие цифры: 47 процентов за браки, 43 против. С чем связано, что буквально за десятилетие американцы стали гораздо либеральнее в отношении однополых браков? Во-первых, в жизнь пришло новое поколение, которое совершенно спокойно относится к меньшинствам, во-вторых, американцы стали толерантнее.


Мир меняется, и со времен Оскара Уайльда изменился существенно. Нравится это кому-то или не нравится, но это факт. Как стали фактом не мыслимые для предыдущей эпохи избирательные права женщин; отношения без штампа в паспорте; дети, рожденные вне брака.


Сегодня одним из показателей развитого, демократического общества становится именно его отношение к меньшинствам. Самым разным – политическим, национальным, сексуальным. Демократия есть воля большинства, способная создать условия для развития меньшинства, а не диктатура большинства, подавляющая любое отклонение от доминанты.


Лишь в России, похоже, до сих пор путают педерастов с педофилами, сваливая всех в одну кучу и усматривая в людях нетрадиционной ориентации зловещую угрозу общественной морали. Будто без них устои российского общества крепки, чисты и непорочны. Столь крепки, что после разрушения советских догм люди до сих пор не знают, где грань между добром и злом.


Формированию гуманных, современных ценностей, воспитанию взаимной доброты и ответственности в России предпочитают бесконечный поиск содомитов, преследуя все, что не укладывается в авторитарно-патриархальные каноны. Забывается только, что тактика пресечения редко способствует появлению чего-то созидательного и высоконравственного. Из терновника не вырастает кипарис…

Светлана Бабаева

РИА Новости

Поделиться
Комментировать