Точки над Ё

Писатель и журналист Игорь Мальцев — о том, можно ли гордиться российским гражданским обществом.

На этой неделе первое место в хит-параде Британии занял сингл «У него не тяжелый характер, просто он мой брат», который записал некий коллектив Justice. 

С полным списком участников можно ознакомиться в интернете, но я думаю, будет достаточно сказать, что среди певцов и гитаристов там Пол Маккартни, двое участников The Hollies, лидер Frankie Goes To Hollywood, Палома Фейт, Шейн из Pogues, гитарист из The Clash, Робби Уильямс, вокалист Zutons и т.д. — все генерации ливерпульского и не только рока.  Песня очень старая — ее еще The Hollies пели. Но только в 2012-м она приобрела отдельный смысл. Потому что Justice — Справедливость — наступила. Спустя 23 года после трагедии на стадионе в Хиллсборо общество добилось-таки правды — признания того, что в давке, унесшей более 90 жизней, не были виноваты фанаты футбольной команды Ливерпуля, а только абсолютно некомпетентная полиция и тупые организаторы матча.

Игорь Мальцев. Фото из личного архива

Более того, выяснилось, что всё это время полиция Йоркшира пыталась всячески дискредитировать фанатов. Пресса в лице The Sun (которую теперь в Ливерпуле не покупают из принципа) также старалась размазать болельщиков Ливерпуля по стене, рассказывая сказки, как они не давали делать искусственное дыхание жертвам и т.д. — страшно даже пересказывать. Но нашелся настоящий христианин — епископ Джонс, который создал независимую комиссию, которая наконец в 2012-м обнародовала результаты независимого расследования. И правда всплыла наружу. И что самое смешное — только пресса отказалась извиняться. Вернее, если и были извинения, то только потому что Мердок велел извиниться, а сами они ничего такого не чувствуют.

Но Justice восторжествовала — спустя 23 года, и на плакате Justice Collective стоят два ребенка на темном поле, одетые в майки тех футбольных клубов, на матче которых и произошла трагедия. И держатся за руки — «Он мой брат».

То есть так работает гражданское общество, когда полицейское государство и медиакратия показывают свое не слишком привлекательное мурло. Дай Бог, они сейчас еще и денег соберут семьям жертв — к тому всё и идет, судя по продаваемости пластинки.

А вот тут не так давно ехали мы из Питера обычным «Львом Толстым». И в ночи вдруг на стометровом заборе возникла огромная, хорошо прокрашенная надпись в зенитовских цветах — «В цветах Зенита черного нет». На все 100 м. Это было задолго до знаменитого заявления зенитовских болельщиков по поводу нежелания видеть в любимой команде черных, геев и прочих «неправильных» футболистов. Видимо, будут играть в топе выходцы с Выборгской сторонки, не иначе. И то, чтобы не слишком загорелые. Видимо, питерская бледная немочь будет замерять уровень тонировки специальным прибором, чтобы было всё, как у ариев. Или арийцев.

Вообще-то процессы, которые происходят в этой среде, происходят под ковром, и только по заявлениям можно понять, до чего додумались лучшие умы. Проблема не в этом. Просто вот — гражданское общество, где сэр Пол Маккартни и вечно пьяный Шейн МакГоуэн из Pogues пытаются восстановить потерянное доверие фанатов к друг другу, граждан к фанатам и одной части социума с другой. И вот гражданское общество, которое говорит: «Мы не хотим тут видеть геев, черных» и далее по списку. Неужели вы думаете, что гражданское общество — это только тот, кто регулярно выходит на улицы Москвы и носит белые ленточки? (Кстати, а они еще в ходу или как?) Вот такое явление гражданского общества, которое вообще-то не может радовать людей хоть с минимальным воображением, и есть результат 2012-го.

При этом сложно уже обвинить в этом верховную власть или кого-то конкретно. Сложно бормотать: «Откуда вы все повылазили?», глядя на людей, которые не стесняются никаких, даже самых бесчеловечных взглядов. «Нужен закон, по которому россиянки должны рожать до 20 лет», — говорит провинциальный народный типа избранник. Глядя на людей, которые без тени иронии, совершенно спокойно отрицают не только русскую культуру, но и все остальное заодно: «Я Достоевского не смог прочесть, поэтому он вредный». Смотреть на весьма странных «оппозиционеров» типа развозжаевых и думать — гениальная задумка гебухи, после таких парней уж лучше к стерхам, вглубь в деревню. В 2012-м стало не стыдно быть безграмотным и даже гордиться этим — не обязательно же нам тыкать пальцем в пару-тройку министров-капиталистов, которые там за что-то типа отвечают — то ли за вино, то ли за домино. Ах да, за кино. И универы.

Более того, как раз на фоне этого не слишком приятного бурления гражданского общества во всей его малообразованной красе президент с премьером еще достаточно быстро реагируют на изменения настроений улицы и медиа. И на фоне выпученных глаз и непримиримости по всем вопросам выглядят спокойными. Нравится это вам или нет. И это тоже итог года.

Игорь Мальцев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе