Спесивые люди

Меня так научили в школе и в Литературном институте, который я закончил, что русская литература - это такая палочка-выручалочка на все случаи жизни. И не только частной, но и общественной, и даже политической. Что ни случись, в каком тупике ни окажись, русская литература, она подскажет! Если не выход, то нравственный ориентир для его поиска.


Это литературоцентричное сознание сидит во мне настолько глубоко, что от него трудно отказаться, хотя весь ход нашей жизни все больше и больше подсказывает, что отказаться от него, наверное, необходимо. Ну не можем мы больше жить по Пушкину и Достоевскому, как греки давно не живут по Гомеру и Софоклу. И если следует искать в русской литературе каких-то основ и "скреп", то исключительно в частном, индивидуальном ключе, для потребностей своей души, вовсе не на все случаи жизни.

Например, как "приспособить" русскую литературу к тому, что сейчас творится между Россией и Украиной? Ну повторили по телевидению очень хороший сериал Сергея Снежкина "Белая гвардия" по роману Мих. Булгакова. Да, есть от чего вздрогнуть, да, история повторяется. Да, катастрофа, да, война, тем более гражданская, это ужасно! Ну и что? Разве это подсказывает какой-то выход для нынешней ситуации? Большевики сдали Киев немцам, немцы сдали его Петлюре, Петлюра сдал его обратно большевикам. "Белая гвардия" - реквием по белой идее, исторически обреченной и проигравшей, сколько слез в связи с этим ни проливай.

Говорят, на съемочной площадке режиссер повторял актерам слова: "Мне важно, чтобы вы, сытые и успешные артисты, понимали одно: то, что происходит с вашими героями, - катастрофа, с которой вы не знаете как бороться. Помните: ваш привычный мир в один миг ушел из-под ног, а идеалы рухнули. Вы растоптаны и растеряны. Вы практически убиты".

"Остров Крым" Василия Аксенова? Но он звучит сегодня вообще как насмешка над тем, что сейчас происходит в Крыму! "Остров Крым" частично писался Василием Аксеновым в Коктебеле, в советском Доме творчества. О Доме творчества даже нынешние рекламные проспекты сообщают: "Дом творчества находится на уникальной парковой территории, на самом берегу моря. Отдыхающие размещаются в двухэтажных корпусах, утопающих в зелени старинного парка. Коктебель просто идеально подходит для семейного отдыха, ведь это очень тихое, уютное местечко в сравнении с другими курортами побережья Крыма..."

Ну вот и развил Василий Павлович свою фантазию, превратив Крым в остров капиталистической свободы, в русский Гонконг на зависть Советской империи.

Смешное и грустное произведение и, как сказали бы во времена повального увлечения теориями М. М. Бахтина, "амбивалентное", потому что четкой позиции автора тут нет, а есть игра, карнавал, чем и был хорош Аксенов.

Молчит русская литература. К сожалению, молчит. Такое чувство, что то ли ее инструментария недостаточно для того, чтобы описать наши дни, то ли наши дни просто не нуждаются в таком тонком и сложном инструментарии, который предлагает русская литература. Можно ведь пятьсот раз сказать, что русская литература против войны, против раскола, против междоусобицы, против братоубийства, но я боюсь, что всё это уже пустые заклинания, потому что мы и так всё это знаем и с этим согласны, а те, кто не согласен, тех не переубедишь, как нельзя убедить волка не быть волком. Можно в тысячный раз напомнить о "слезинке ребенка", но что с этим практически делать? Назовите мне политическую волю, которая будет всерьез руководствоваться таким "инструментарием".

А что же современные писатели? Прозвучали два заявления. Одно от Союза писателей России, второе от Русского Пен-центра. И кто бы сомневался, что они будут взаимоисключающими? Что СПР всецело поддержит государственную позицию в отношении Крыма и призовет государство делать то, что оно делает и без писательских советов, а Русский Пен-центр не поддержит. Причем не поддержит даже не политику государства, а поддержку политики государства со стороны СПР. "Мы огорчены письмом членов Союза писателей России, по сути призывающих Россию к участию в чужой войне". (Почему, кстати, чужой? Кажется, вся проблема в том и заключается, что это не чужая война.) Да уже двадцать пять лет все так называемые писательские обращения, заявления, коллективные письма и пр. настолько предсказуемы, выражая две противоположные точки зрения на один и тот же вопрос, что читать их просто тоскливо. Тоскливо не потому, что в них нет правды (правд вообще много), а потому, что в них нет ничего свежего, над чем бы стоило поразмышлять, а разве не в этом задача писателя? Противостояние двух писательских лагерей до такой степени окуклилось, что прежняя система единого Союза писателей СССР сегодня видится куда более пестрой и разнообразной. Там по крайней мере были какие-то прорывы, какие-то скандалы, какие-то особые мнения.

Грустно, но единственный писатель, который мог бы сегодня весомо и авторитетно высказаться об Украине, России и Крыме и его голос имел бы какой-то вес, это Солженицын. Но его уже нет.

Но закончу я все-таки за литературу. Вот только что посмотрел фильм "Дубровский", экранизированного на современный лад Пушкина. Не могу сказать, что он мне понравился, но главная пушкинская мысль в фильме прозвучала отчетливо. Многие самые страшные конфликты происходят от банальной спеси конкретных людей. В романе Пушкина спесивы оба помещика - и Троекуров, и Дубровский. Каждый считает себя круче. В результате гибель деревни и страдания их собственных детей. И в том, что сегодня происходит на Украине и вокруг нее, тоже слишком много спеси.

Обоюдной. Русские с украинцами всегда договорятся. "Хохлы" с "москалями" - никогда.

Текст: Павел Басинский

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе