Среди россиян, проживающих за границей, немало и ярославцев.
За рубежом наши соотечественники оказываются по разным причинам, чаще всего это учеба или работа, иногда обстоятельства личной жизни, например, замужество. Ярославна Оксана Исхакова живет сейчас в Арабских Эмиратах, а Виктория Роматовская учится во Франции на архитектора, но обе очень трепетно и душевно вспоминают родной город.
Оксана Исхакова, 25 лет.
Сейчас я живу и работаю в Дубае, где преподаю французский и английский языки. Два года назад я бы точно не смогла представить свою жизнь такой, какая она сейчас, и в этом месте, потому что в моей истории ничто не предвещало таких перемен. Я родилась в Ярославле, выросла в центре города, между своей школой, занятиями в художке, друзьями из соседнего двора, походами в пиццерию с одноклассниками и в фуд-корт только что открывшейся «Ауры». Это были маленькие, тогда доступные нам радости, и сейчас я немного завидую школьникам, для которых открыты двери новых модных мест в Ярославле на любой вкус. Каждый раз, приезжая снова в Ярославль, я не устаю повторять и своим друзьям, и знакомым, что Ярославль – это современный и стильный город, в котором столько красивых мест для прогулок, для фотографий, вкусного кофе и необычного ланча.
Из Ярославля я уехала в Москву, когда мне было 18 лет, и поступила в МГУ на факультет иностранных языков. Любовь с Москвой случилась сразу, и для меня это, пожалуй, до сих пор один из лучших городов мира. Мы жили в общежитии, очень много смеялись, выпивали литры чая, учились по ночам, просыпали пары, а по вечерам и выходным открывали Москву — театры, выставки, бесконечные кафе на стипендию. Наша студенческая жизнь – это любые попытки что-то заработать, это волонтерство и участие в иностранных проектах. Самым ярким было сопровождение зарубежных трупп европейских театров, которые приезжали в Москву на гастроли.
Я прожила в Москве чуть больше 6 лет, закончила и бакалавриат, и магистратуру в МГУ, съездила по академическому обмену в Польшу, где провела полгода и получила первый опыт переезда в другую страну, жизни там и адаптации. Но переезжать в студенческую среду намного проще: ты окружен людьми примерно твоего же возраста и интересов, вы вместе и на студенческих мероприятиях, и на нудных парах. В конце концов вы все здесь временно и ищете новых знакомств и друзей.
Когда полтора года назад моего мужа пригласили на работу в Арабские Эмираты в Дубай, мне казалось, что хуже направления не может быть. После путешествий и жизни в Европе, французского и английского языка арабский мир с его арабским языком, арабской культурой и арабскими ценностями представлялся мне местом, где все будет не так. Там будут другие люди, и они совсем не поймут меня с моей русской душой и европейскими наклонностями. Там отвратительно жарко, думала я, мало культуры и истории: Объединенные Арабские Эмираты как государство были образованы в 1971 году. А эти бездушные небоскребы, «каменные джунгли», а все разговоры будут сводиться всегда к деньгам, думала я. Впрочем, первые 10 месяцев, пожалуй, так и было. Эмиграция, даже когда ты хорошо владеешь языком, это все равно тяжелое испытание. Об этом многие сейчас говорят и многие пишут, это очевидные вещи, с которыми очень трудно смириться.
Для меня это было, в первую очередь, одиночеством и потерей себя. Когда ты переезжаешь, ты оставляешь своих друзей и семью за тысячи километров, и там же ты оставляешь свое имя, успехи, репутацию, достижения, работу – и оказываешься перед чистым листом, на котором тебе придется снова создать себя, кем-то стать, найти своих людей, изменить свои привычки и открыться чему-то новому. Теперь, спустя полтора года, в списке моих любимых городов есть и Дубай. Я показала его и своим родным, когда они прилетали, и друзьям, и продолжаю их сюда приглашать, чтобы показать им разный Дубай – безукоризненно чистый, спокойный, очень вежливый, всегда залитый солнцем, с теплым морем и комфортной зимой, неповторяющимися небоскребами, арабскими рынками золота и специй, кухнями всех стран.
И главное — открытыми друг другу людьми всех возможных национальностей, так красиво сосуществующих рядом, привносящих частички своей культуры и черпающих элементы других культур. Здесь потрясающе сожительствуют местное население ОАЭ, люди из Великобритании, Франции, Индии, России, Филиппин и много других национальностей, амбициозных, смелых, открытых и стремящихся к успеху людей, и для меня это самая очаровательная черта Дубая.
Виктория Роматовская, 24 года.
Я уехала из Ярославля в 18 лет, с тех пор жила во Франции, Швеции и Швейцарии. Сейчас живу в Сан-Луи, на границе между Швейцарией и Францией.
Ярославль — это главная часть моей личности. Люди, которые меня окружали в детстве и юности, улицы и площади города, ярославские события тех лет глубоко повлияли на мое становление. В нашем городе живут удивительные и вдохновляющие люди, которым я во многом обязана своим восприятием мира и искусства. Такие проекты, как «Текстиль», «Курба», Cream Soda, Omut, кинотеатр «Нефть», Popup Bar и другие, – доказательство того, что Ярославль — это город, который населяют люди с тонким и особым взглядом на мир. Даже после многих лет жизни и обучения жизни за границей, а я специализируюсь на искусстве, архитектуре, я убеждена в высоком качестве проектов, которые назвала и которые реализовывали людей из нашего города.
Практически все авторы этих проектов, которыми я восхищаюсь, — самоучки и фрилансеры. Я решила стать архитектором, но понимала, что самой эту профессию освоить нереально, а архитектурные университеты России, как мне казалось, не дают качественного современного образования. В Европе эта сфера развита лучше, и в 2017 году я уехала во Францию. Год работала няней, привыкала к языку и менталитету. Затем поступила в архитектурную школу в Лионе, потом перевелась в Париж, ездила по обмену в Мендризио и Стокгольм, проходила стажировки в Лозанне и Базеле. Эти приключения по странам Европы длятся уже 7 лет и превратились для меня в новую реальность, совсем не похожую на мои первые 18 лет жизни. Пришлось переосмыслить многие культурные предрассудки, воспитанные во мне семьей и окружением. Стираются границы, перемешиваются языки, и все кажется возможным.
Когда я покидала Ярославль, я планировала привезти в город что-то новое, чему научусь за границей, помочь молодым ребятам с французским или поступлением в европейский университет. У меня были идеи начать читать здесь лекции по архитектуре, например. Или построить современное здание.
После нескольких лет обучения я поняла, что архитектор — это не только тот, кто строит, но и тот, кто спасает здания, формирующие характер города. К сожалению, лицо города, которое я знала в юности, стирается. Вместо исторических и уникальных зданий появляются безличные высотки из стекла и бетона. Каждый раз, когда я возвращаюсь в Ярославль, вижу очередной жилой квартал, построенный наспех.
Ярославль — это неотъемлемая часть моей идентичности, здесь живут мои близкие люди, и я верю в особенную творческую энергию этого города, я хотела бы поспособствовать развитию городского пейзажа и культурной жизни Ярославля. В этом семестре я приняла решение посвятить дипломный архитектурный проект именно моему родному городу. Очень надеюсь, что этот проект сможет выйти за пределы академических границ и материализоваться. Даже если я все глубже оседаю в Европе, я продолжаю поддержать связь с Ярославлем и искренне надеюсь на его процветание.