Русский театр без границ: юбилейные «Встречи в России» в театре-фестивале «Балтийский дом»

Международный фестиваль русских театров отметил двадцатипятилетие. 

Итоги впечатляют: несмотря на вызовы геополитики, работа по сохранению русской культуры приносит достойный результат, впереди новые стратегические цели, а русский зритель увидел прекрасные спектакли коллективов из СНГ самого высокого уровня.


Театр-фестиваль «Балтийский дом» по справедливости находится на одном из первых мест в перечне самых значимых площадок и институций, ответственных за выполнение высокой миссии сохранения и развития русской культуры и искусства за рубежом. Международный фестиваль русских театров «Встречи в России» в этом году разменял уже четверть века, а в этом весьма сложном для логистики (и не только) году собрал в Санкт-Петербурге театральные коллективы из девяти стран и одного нового российского региона. Можно только догадываться, каких усилий все это стоило генеральному директору театра и фестиваля Сергею Шубу, художественному директору «Балтийского дома» и арт-директору Марине Беляевой и всей команде «Встреч в России». Результат оказался блестящим. Если говорить о публике, то, помимо долгожданной встречи с уже полюбившимися артистами из Абхазии, Узбекистана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении, Таджикистана, Азербайджана и ДНР, она впервые за все время проведения фестиваля получила возможность познакомиться с творчеством участников из Туркменистана. Огромное значение имеет и одна из программных целей «Встреч в России» — поддержка русского театрального искусства вне пределов нашей страны, установление и укрепление творческих связей между русскоязычными коллективами. Неудивительно, что огромное внимание к фестивалю проявляется и на самом высоком уровне: «Встречи в России» проходят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, Союза театральных деятелей РФ, Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, а также при содействии Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ.

Именно в Таврическом дворце, месте пребывания Межпарламентской Ассамблеи, в рамках международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры» прошло пленарное заседание, объединившее участников детища фестиваля — Ассоциации деятелей русских театров зарубежья, театральных художественных руководителей, директоров и педагогов. К ним по видеосвязи обратилась министр культуры РФ Ольга Любимова, а места в президиуме заняли заместитель министра — статс-секретарь Алла Манилова, специальный представитель президента РФ по международному и культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по культуре Елена Драпеко. Самое главное — за минувшие двадцать пять лет удалось избежать распада единого культурного пространства, русская культура остается важнейшим фактором взаимодействия нашей страны с зарубежьем, интерес к нашему духовному наследию только укрепляется, несмотря на все противодействия недружественных сил. А коллективы русскоязычных театров являются лидерами в части зрительского интереса в своих странах, привлекая массового зрителя, в первую очередь молодежь. Залогом дальнейшего развития русского театра стало тесное взаимодействие наших профессионалов с зарубежными коллегами и подготовка студентов из СНГ в творческих вузах России.

Решению поставленных задач во многом способствовала ставшая традиционной для дополнительной программы «Встреч в России» Ярмарка молодой режиссуры, на которой творческие кадры РГИСИ представили участникам конференции проекты будущих постановок. Для директоров театров был проведен мастер-класс по привлечению новой аудитории в русские театры зарубежья, в том числе с помощью клубных программ и интернет-среды. 2023 год объявлен Годом русского языка в СНГ, и способы его сохранения стали предметом изучения в рамках работы конференции.

Теоретическими вопросами дело, конечно, не ограничилось — была и самая настоящая практика. Молодые зарубежные артисты смогли под руководством опытных педагогов усовершенствовать сценическую речь и актерское мастерство, а для специалистов постановочных частей провели мастер-классы, посвященные работе со светом и звуком.

Словом, «специализированная» часть фестиваля «Встречи в России» была и в этом году, и в предыдущие, настолько мощной и результативной, что это доброе дело не могло не остаться «безнаказанным». Так и случилось: накануне фестиваля стало известно, что его руководитель и вице-президент Ассоциации деятелей русских театров зарубежья Сергей Шуб удостоен премии Правительства РФ в области культуры за этот проект по сохранению и пропаганде русской культуры и театрального искусства за рубежом.

Но вернемся к афишной части фестиваля. «Встречи в России» не могли пройти мимо двухсотлетнего юбилея Александра Островского: подавляющее большинство участников привезли в Санкт-Петербург свое прочтение произведений классика. И это прочтение оказалось крайне разнообразным. По-новаторски, нешаблонно, но с безусловным уважением к Островскому сделали спектакль «Снегурочка. Не сказка» в Национальном русском театре драмы имени Михаила Лермонтова (Казахстан). Сквозь недавнюю пандемию провели постановку «Доходного места» актеры Молодежного театра «АртИст» из Ашхабада во главе с режиссером Меканом Джумабаевым. Сразу два коллектива обратились к истории любви и сватовства Бальзаминова: Государственный русский драматический театр имени Маяковского привез из Душанбе спектакль «За чем пойдешь, то и найдешь», а Ереванский государственный русский драматический театр имени Станиславского показал премьерную «Женитьбу Бальзаминова» — спектакль выпущен меньше месяца тому назад.

Коллектив государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера из Сухума представил «Красавца мужчину», тоже вполне свежего, премьера которого прошла в минувшем марте. Государственный национальный русский театр драмы им. Ч. Айтматова из Киргизской республики обратился к «Грозе», а Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр им. Бровуна выбрал комедию Островского «Наливные яблоки», более известную под названием «Правда — хорошо, а счастье лучше».

Случались в фестивальной афише и отступления от темы Островского. Так, Белорусский академический театр юного зрителя провел и показал эксперимент над пушкинской «Пиковой дамой», Азербайджанский государственный академический русский драматический театр имени Самеда Вургуна инсценировал лермонтовский «Маскарад», а гости из Абхазии наряду с «Красавцем» показали «Софичку» по произведению Фазиля Искандера и «Радость вопреки всему» Федерико Гарсии Лорки.

Мне удалось посмотреть спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» Государственного академического русского драматического театра Узбекистана. Режиссер Юрий Фисан решил постановку в стиле легкого, почти акварельного гротеска, который в итоге обернулся жесткой — даже жестокой драмой. Но настроение после просмотра осталось на удивление светлым и, судя по подслушанным в очереди в гардероб разговорам, не у меня одного. Очень яркой оказалась работа актерского ансамбля — Ивана Ненашева, Людмилы Стоцкой, Юрия Антипина, Эльвины Хадаевой, Елизаветы Кузьминской. А Анастасия Пенькова в роли Липочки и Антон Кораблев в образе стряпчего-выпивохи Сысоя Псоича Рисположенского были в этот вечер явными любимцами публики, которая не спешила покинуть зал и оказалась щедра на аплодисменты. Директор театра Олег Васильев с явным и оправданным удовлетворением отметил: «Кажется, мы вам показались!», после чего неожиданно сделал виртуозное антраша. Здесь всем стало ясно, в кого пошли и легкостью, и яркостью артисты из Ташкента.

«Встречи в России» — большая и по-настоящему нужная работа «Балтийского дома». Уверен, что к тридцатилетию фестиваль подойдет в еще более крепкой творческой форме. Хочется только думать, что к тому времени в его орбиту вернутся коллективы из стран, откуда сейчас невозможно приехать в нашу страну. Но они приедут — с новыми спектаклями, с талантливыми постановщиками и артистами. А мы всех — и прежних, и нынешних, и новых гостей — встретим словами дружбы и сердечным теплом. Иначе и быть не может, потому что русская культура вечна, и она сближает как никакая другая.

Автор
Евгений ХАКНАЗАРОВ, Санкт-Петербург
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе