Мэрия Новосибирска занялась «национальным вопросом» в городе

В Новосибирске приняли концепцию национальной политики, которая станет основной для разработки конкретного плана мероприятий по формированию национальной толерантности и развитию этнического разнообразия в городе. 

Необходимость в таком документе, уникальном для преимущественно русского города в «обычном» регионе (доля русских в населении столицы Сибири, по последней переписи — 92,8%, остальных народов — не более процента на каждого), вызвана целым рядом факторов. «Меня журналисты сейчас спрашивали: зачем мы принимаем этот документ? У нас что, все плохо в национальных отношениях? Нет, мы его принимаем, чтобы, наоборот, не было плохо», — пояснил Владимир Городецкий.

Проблем, завязанных в тесный клубок, несколько. Благостная картина монолитности городского сообщества разбавляется отдельными «проблемными» территориями. Например, в районах вокруг крупнейшего за Уралом Гусинобродского вещевого рынка доля русских в населении — уже 80%. «У нас 57 процентов детей — дети нерусских национальностей, — отрезала директор расположенной рядом с рынком школы № 194 Тамара Дегтярева. — Те, кто приняты в школу в 8–10 классах, даже рус­ского языка нормально не знают: научить мы их не успеваем, а дома у них тоже нет никакой практики, родители-то тоже малообразованные люди. А девочки в 12–13 лет просто перестают учиться, мотивируя это народными традициями».

Эти проблемы связаны, прежде всего, с миграцией. «Кто бы мог подумать еще пять лет назад, что у нас в Новосибирске треть­им по численности народом после русских и украинцев будут узбеки, — говорит заместитель директора Института философии и права СО РАН Юрий Попков, который руководил творческим коллективом авторов концепции. — В результате при общем благополучии каждый восьмой–девятый житель Новосибирска испытывает, по нашим исследованиям, дискомфорт в национальных отношениях». Впрочем, нельзя равнять всех мигрантов, замечает имам мусульманской общины Новосибирска Абдульхамид Шакирзянов. «Есть те, кто хочет здесь остаться и работать — к ним никаких вопросов, они готовы учиться и стараются адаптироваться. Но часть людей приезжает только на весну–осень, все деньги высылают на родину, и в конце у них даже не остается на обратный билет — мы им помогаем. Этим людям просто не интересно какое-то культурное развитие», — уверен имам.

Концепция была принята на заседании Консультативного совета по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии Новосибирска. Это, пожалуй, единственное место, где за одним столом регулярно собираются представители основных национальностей и религий. «Но тема еще остается неудобной для обсуждения», — констатирует глава корейской диаспоры Новосибирска Борис Тен. Концепция в итоге получилось достаточно общей — за что ее критиковали главы диаспор и представители конфессий. Документ предусматривает создание «условий для удовлетворения этнокультурных потребностей», «создание условий для адаптации мигрантов» и так далее — без конкретных действий. Но, как утверждают авторы концепции, это хотя и более долгий, но правильный путь. «Некоторые регионы после того как 19 декабря прошлого года президент Владимир Путин утвердил Стратегию государственной национальной политики, просто приняли свои программы мероприятий, и все — без целей и задач. Мы же хотим стратегически видеть цель», — комментирует Юрий Попков.

Важно и другое — впервые национальный вопрос в городе выносится на обсуждение в качестве одного из элементов стратегии муниципального развития. Воспринимать это можно по-разному (вряд ли такой идеей будут вдохновлены русофилы), однако это перспективнее, чем делать вид, что национальный вопрос в городе — тема несуществующая.

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе