Крупнейшие музеи Франции и России — Лувр и Эрмитаж — 7 ноября представляют во французской столице совместный проект «Мечта об Италии».
Собрание, насчитывающее пятьсот картин, скульптуру, керамику, майолику, терракотовые рельефы, бронзовые изделия и драгоценности, входило в коллекцию итальянского маркиза Джанпьетро Кампаны.
Джанпьетро Кампана Кампана был банкиром, предпринимателем, меценатом, филантропом, археологом и ученым, участвовавшим в деятельности многих европейских культурных и научных институтов. Наконец, он возглавлял Римскую ссудную кассу Монте-ди-Пьета, принадлежавшую Ватикану, — должность, которую раньше занимали его дед и отец. В XIX веке его коллекция считалась самой крупной и вмещала в себя около 12 000 произведений искусства. Кампана не только приобретал их на арт-рынках и галереях Рима, Флоренции и Неаполя, но и сам — в ту пору законы это позволяли — занимался археологическими раскопками. Маркиз ставил перед собой задачу проследить развитие итальянского искусства от его зарождения до 1700-х годов. Кроме того, он преследовал и политическую цель: помочь Рисорджименто — движению за объединение раздробленной Италии. До создания собственного музея Кампана разместил находки в нескольких римских палаццо, виллах и парках. Наряду со скульптурами, барельефами, саркофагами, погребальными урнами и другими артефактами, в его каталоге значились 3800 античных ваз. Живопись занимала относительно скромное место в коллекции — всего около шестисот полотен. Однако среди них значились подлинные шедевры: Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Рафаэль, братья Карраччи, Паоло Уччелло с «Битвой при Сан-Романо» (сейчас одна из трех картин серии находится в Лувре).
К сожалению, маркиз пал жертвой собственной страсти к коллекционированию. Ради новых приобретений он пускался во все тяжкие, оказался замешанным в крупномасштабных финансовых махинациях и был уличен в растрате казенных денег. Его арестовали в 1857 году и приговорили к двадцатилетнему заключению, которое в дальнейшем заменили ссылкой.
После разразившегося скандала Ватикан решил распродать уникальную коллекцию, вызвав возмущение передовой европейской общественности в лице Эжена Делакруа, Александра Дюма и Проспера Мериме, желавших сохранить собрание маркиза как единое целое.
В борьбу за сокровища вступили несколько европейских стран. По мнению экспертов, «сливки» снял видный историк и искусствовед Степан Александрович Гедеонов, занимавший должность «заведующего археологической комиссией в Риме по приисканию древностей». Его усилиями Россия приобрела 792 произведения искусств, включая 565 ваз, которые на трех кораблях доставили вначале в Кронштадт, а потом в Новый Эрмитаж.
Иллюстрация из книги «Antiche opere in plastica», на которой изображена коллекция Джанпьетро Кампаны
Гедеонов собственноручно занимался размещением «трофеев» на берегах Невы. Среди них оказались знаковые для Эрмитажа творения: гигантская статуя Юпитера весом в 16 тонн I века н.э., давшая название целому залу музея, монумент императора Октавиана Августа, Аполлона, Афины, Сократа, бюст Антиноя, фрески, выполненные учениками Рафаэля по мотивам «Метаморфоз» Овидия. Император Александр II воздал должное деяниям Степана Александровича и назначил его первым директором Эрмитажа.
В свою очередь, Англия успела приобрести для будущего Музея Виктории и Альберта скульптуру и майолику. Но главный «куш» урвала Франция. Наполеон III заплатил 4,8 млн франков примерно за 11 тысяч предметов искусства. Новые поступления распределили между Лувром и французскими провинциальными музеями.
К сожалению, Россия упустила шанс заполучить всю коллекцию маркиза, который в 1852 году предлагал отдать ее целиком за четыре миллиона франков. Однако Николай I решил, что для казны это слишком разорительно, и пожелал ограничиться лишь наиболее ценными произведениями. В результате купля-продажа не состоялась.
Кураторами проекта выступили Франсуаза Готье, заведующая отделом античного искусства Лувра; Лоран Омессер, хранитель отдела античного искусства Лувра, и Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа.
Выставка в Лувре продлится до 18 февраля 2019 года, а потом переедет в Капитолийские музеи Рима. Свое турне коллекция завершит на берегах Невы, в Государственном Эрмитаже, с июля по октябрь будущего года.