Карнавал: История и современность

В основе любого театрализованного действа лежит игра. 
 
Все мы здесь в желаньи ласки
Славим Вакха и Любовь,
Славим песни, славим пляски!
Пусть бежит по жилам кровь,
Пусть живем мы в вечной сказке,
В этом нашей жизни суть. 
(Карнавальная песнь.
Лоренцо Великолепный.
Перевод Валерий Брюсов)


И в отличие от любого театрализованного действа в карнавальной игре принимают участие сами зрители, которые и зрителями-то не являются. «…В карнавале сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах». (М. М. Бахтин). Для каждого человека карнавал – это игра в невозможное. Игра же – это «особого типа модель действительности. Она воспроизводит те или иные ее стороны, переводя их на язык своих правил …»


В итальянской традиции Карнавал (Carnevale) — это период, когда преобладают веселье, шутки, насмешки, зачастую достаточно дерзкие и даже оскорбительные, прежде всего по отношению к сильным мира сего, в это время поют  веселые, а иногда даже вульгарные песни.


Венецианский Карнавал


В самое холодное время зимы, когда природа как бы обездвижена холодом, солнца очень мало, а краски этого времени года тусклые и мрачные, особенно в древности, устраивались пиры, на которых люди много ели и к тому же зачастую слишком много пили. Нередко люди выпивали и ели сверх нормы.

Но откуда взялась эта традиция? Чтобы рассказать о Карнавале, надо начать с названия: почему Карнавал называется именно так?

Как это часто бывает, чтобы понять значение слова, целесообразно вернуться в прошлое и обратиться к латинскому или греческому языку. Итак, слово «Карнавал» происходит от латинского «carnem levare» или, что более вероятно, от латинского «carnem vale», или «прощай, мясо».

По сути, название карнавала происходит от того, что в католической традиции происходило к концу карнавала, то есть воздержание от употребления мяса. Начинался Великий пост, то есть период, предшествующий Пасхе, и поэтому добрый христианин участвовал в этом обряде очищения и, следовательно, на 40 дней отказывался от мяса. Происходило это потому, что употребление мяса, особенно в средневековый период, а также в 15 и 16 веках, было роскошью, привилегией, доступной только богатым и знатным людям.

Бедняки, слуги шли на такую жертву круглый год, потому что не могли позволить себе есть мясо, и делали это крайне редко; поэтому в течение 40 дней, то есть всего периода Великого поста, богатые и бедные могли чувствовать себя где-то на одном уровне.

Карнавал обычно начинается в первые дни февраля и достигает своего пика в Масленичный четверг (16 февраля в этом 2023 году) и Масленичный вторник (21 февраля в этом 2023 году).


Питер Брейгель Битва Масленницы и Поста


За Масленичным вторником следует среда первой Великопостной недели; за весельем карнавального периода следует момент раскаяния и покаяния. Верующие идут в церковь, где по окончании религиозного обряда священнослужитель сыпет на головы верующих щепотку пепла, полученного накануне от сжигания Пальм, в знак покаяния и раскаяния.

Заканчивается Карнавал и начинается Великий пост.

Итак, Карнавал означает — прощай мясо!

Но что же происходило и что происходит во время Карнавала?

Мы уже говорили, что это период, когда все делают все, чтобы быть или хотя бы казаться веселыми и счастливыми. Это также период, когда, особенно в прошлом, допускалось поведение, выходящее за рамки нормы, а иногда и трансгрессивное, переходящее за границы возможного и невозможного.

Но еще одна вещь, которую мы всегда подмечаем на карнавалах, это то, что во время карнавала многие имеют привычку переодеваться или надевать маски.
Почему это происходит? Почему мы в масках? Есть два объяснения, которые также восходят к древности.

Первое объяснение, определенно суеверное, гласит, что во время карнавальных гуляний люди наряжались, чтобы позволить душам умерших, также под своими масками, вернуться к живым и, следовательно, тоже участвовать в общем веселье. Взамен умершие должны были приложить все усилия, чтобы будущий урожай был богатым и большим.

Второе объяснение, чуть более вероятное, заключается в том, что те, кто надевали маски, могли позволить себе вести себя как угодно и при этом их бы никто не узнал. Это было особенно важно, когда хотели поиздеваться над власть имущими, посмеяться над политиками, подразнить тех, кто занимал более высокое положение в обществе, от домовладельцев, которым надо было платить арендную плату, до крупных помещиков.

Сегодня привычка наряжаться сохраняется, но просто для радости духа или сатиры. Иногда маски, как в одежде, так и с точки зрения украшения лица, являются выражением элегантности и утонченности, как это происходит, например, прежде всего на Венецианском карнавале. Маски и старинная одежда призваны здесь стать символом роскоши и утонченности.

Но когда же родился карнавал? Откуда этот обычай?

Конечно очень давно. Мы никогда не должны забывать, что мы дети своей истории.


Бог виноделия и веселья. Картина Караваджо


И чтобы понять Карнавал, мы должны вспомнить о праздниках в честь бога Диониса (Дионис—бог урожая винограда, виноделия и вина, плодородия, садов и фруктов, растительности, безумия, ритуального безумия, религиозного экстаза, праздников и театра в древнегреческой религии и мифе… Он также известен как Вакх ), которые проходили в Древней Греции в начале весны.

Дионис — бог, защищающий циклы природы. Это был бог, который позволял природе возродиться, преодолеть инерцию, неподвижность, вызванную зимними морозами, и возродиться при первых предвестниках, признаках весны новыми цветами (с их разнообразием красок) и первыми фруктами (с их ароматами).

Таким образом, Дионис был выражением этой силы природы: силы плодородия. Сила со своими спонтанными правилами, которые никто не может остановить, не говоря уже о том, чтобы изменить.

Законам человека, часто искусственным, ограничивающим и призванным охранять интересы какой-либо одной политической партии, Дионис противопоставлял законы природы с ее стихийными ритмами, которым никто не мог воспрепятствовать или их обуздать.

Социальным условностям, часто полным лицемерных запретов и ограничений, Дионис противопоставлял свободу инстинктивного и спонтанного поведения, выходящего за рамки правил и приводящего к разрушению стереотипов.
Дионисийские празднества достигали своего пика в феврале-марте во время разлива вина, т. е. когда вино отделялось от твердых частей, с которыми оно перебродило, и переливалось в бочки, готовые к употреблению.

Это были праздничные дни, на которых ели, пили и, самое главное, танцевали.
Не случайно Дионис почти всегда изображался с бокалом в руке.

Переходя от греческого мира к римскому, мы и здесь встречаем нечто подобное, то есть Сатурналии, праздники в честь бога Сатурна, бога земледелия, т. е. изобилия плодов земли. Миф о Сатурне, боге изобилия, сопровождался мифом о Золотом веке, периоде мира, процветания и счастья. Мифический период, когда человечеству не нужно было работать, потому что природа спонтанно предлагала свои плоды, им не нужны были законы, потому что люди ладили друг с другом, не было ссор и войн. Между мужчинами не было социальных различий и все жили хорошо и спокойно.

Часто Сатурн изображался с серпом в руке и с босыми ногами или в шерстяных одеждах наподобие слуг.

Сатурналии, т. е. праздники в честь Сатурна, происходили в период, который по нашему календарю приходится между 17 и 23 декабря, т. е. в соответствии с зимним солнцестоянием (21 декабря) и, следовательно, в период, почти соответствующий Рождеству в католической традиции.

Что происходило во время празднеств Сатурналий? В храме Сатурна проходила официальная церемония. В конце церемонии люди произнесли тосты и обменивались подарками.

За публичными торжествами следовали частные: в домах готовились большие обеды, и на этой праздничной неделе ели все вместе, господа и слуги, да и господа служили слугам именно для того, чтобы помнить (но только на эту неделю…) равенство между людьми.

Как видно, празднования в честь бога Диониса в Греции и празднования в честь бога Сатурна имели общие черты:

торжество природы, способной дать людям всевозможные плоды,

период, в который происходили празднества (дольше, чем у греков, короче, чем у римского мира), т.е. в зимний период,

изобилие, иногда чрезмерное, в еде и питье, сопровождаемое танцами, особенно в Греции, и обменом подарками,

отказ от социальных условностей и подрыв установленного общественного порядка.

С утверждением христианства календарь ежегодных праздников постепенно менялся: в декабре уже не было сатурналий в честь бога Сатурна, а были праздники Рождества, связанные с рождением Иисуса, весной закрепилось празднование Пасхи за 40 дней до Великого поста, а между Рождеством и Великим постом, т. е. в феврале, утвердился Карнавал, как мы описали его выше, то есть период, в который для того, чтобы отдалить ум и тело от трудностей зимнего периода, радость искали в еде, вине, шутках.

Но карнавал в том виде, в каком мы его знаем, был открыт исключительной личностью,  Лоренцо Великолепным, правителем Флоренции.


Лоренцо Великолепный (1449-1492)
Флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт.


Лоренцо происходил из семьи Медичи, первым занятием этой семьи было сельское хозяйство и ткачество. Затем представители семьи стали банкирами и вели свой бизнес по всей Европе, а своими займами финансировали могущественных лордов и государей, включая даже Папу римского.

Медичи были правителями Флоренции с середины 1400-х до середины 1800-х годов. Лоренцо, живший с 1449 по 1492 год, имел огромную власть во Флоренции. Все политические решения зависели от него, но Лоренцо никогда официально не занимал никаких политических должностей; его власть была настолько сильна, что ему не нужно было занимать какую-либо должность. Лоренцо ограничивался тем, что назначал тех, кто, согласно его указаниям,  управлял городом.
Не только сама Флоренция да и вся Италия испытывают к Лоренцо абсолютную благодарность, но и в какой-то степени и все человечество. Почему? Потому что Лоренцо был не только богатым банкиром и искусным политиком, но и человеком литературной и философской культуры.

Любитель искусства и красоты, он считал, что именно искусство и красота могут укрепить его общественный имидж и укрепить его политическую власть.
Он построил множество общественных сооружений и, прежде всего, поощрял и защищал лучших художников того времени, особенно молодых. Наиболее известными были, конечно, Боттичелли и прежде всего юный Микеланджело, а затем Верроккьо, Поллайоло, Филиппино Липпи.

Он основал первую итальянскую Академию художеств, выделив район города Флоренции, недалеко от своей резиденции, так называемый «Джардино Медичео» как место, где молодые художники могли учиться и работать над созданием своих произведений.

Но почему мы упоминаем о Лоренцо, когда рассказываем о Карнавале? Да потому, что Лоренцо тоже внимательно следил за празднествами, которые отмечались в городе. Будучи культурным человеком, он хотел, чтобы они также были выражением Культуры и Красоты.

Он посвятил Карнавалу несколько стихотворений, самым известным из которых было «Как прекрасна юность».

Юность, юность, ты чудесна,
Хоть проходишь быстро путь.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно. 
(Карнавальная песнь. Перевод: Валерий Брюсов)

А также и потому что именно Лоренцо ввел обычай аллегорических повозок, которые в наши дни являются самой известной особенностью карнавала.


Итак, Карнавал – это важная многолетняя традиция, которая передается из поколения в поколение. Этот праздник позволяет людям предаться безудержному веселью, выпустить на волю эмоции и почувствовать себя свободными и счастливыми. Таким образом Карнавал – это эмоциальная разрядка, которая нужна была человеку всегда, на протяжение многих веков. Ведь именно Карнавал даже в самые сложные времена помогал людям хотя бы на несколько дней забыть о своих невзгодах и проблемах и даже в самое трудное время людям становилось легче. 

Игра подразумевает реализацию особого — «игрового» — поведения, отличного и от практического, и от определяемого обращением к моделям познавательного типа. Игра подразумевает одновременную реализацию (а не последовательную смену во времени) практического и условного поведения. Играющий должен одновременно и помнить, что он участвует в условной (не подлинной) ситуации  и не помнить этого. Умение играть заключается именно в овладении этой двуплановостью поведения.
Все это позволяет нам реализовать Карнавал!


Итак, во многих странах мира период между Крещением и Великим постом – время шумных карнавалов, которые восходят к ритуалам проводов зимы и встречи весны, существовавшим в древности у большинства народов. Карнавалы известны всюду в Европе; широко и оригинально празднуют их в Латинской Америке. В зависимости от местных традиций они длятся от одного – трех дней до нескольких недель, но неизменно любой карнавал – повод для безудержного веселья, разгула, буйства, переодеваний, обильной еды и выпивки.

Карнавальные традиции в России наиболее ярко воплощает Масленица. Ее празднуют за 56 дней до Пасхи, между 3 февраля и 15 марта. В старину праздник совпадал с наступлением нового года: его встречали на Руси 1 марта. А потому на Масленицу приветствовали не только весну, но и новый год. При этом совершались обряды, обеспечивающие плодородие земли, изобилие и благополучие во всем. Отголоски масленичных обрядов живы до сих пор, к ним прежде всего относится обыкновение много и вкусно есть в праздничную неделю. В народе издревле считалось, что, если в Новый год хорошенько не поесть, весь год потом будет голодный.


Праздник Масленицы в Москве


В 1348 году празднование Нового года перенесли на 1 сентября, но Масленица по-прежнему предшествовала длительному, семинедельному Великому посту, когда большинство продуктов, все забавы и утехи под запретом. Вот в преддверии поста и стремились всласть наесться, напиться, нагуляться, нахохотаться – словом вкусить все радости жизни. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.

Многое из старинного празднования Масленицы теперь ушло в прошлое, но не которые традиции сохранились до наших дней: в это время на тройках катаются, и в фольклорных  праздниках принимают участие – с хороводом, песнями, сжиганием чучела Масленицы. Иногда даже устраивается штурм снежных городков. И конечно, на Масленицу непременно пекут блины и ходят друг к другу в гости.

Уловляй миг жизни краткой –
Всем на праздник верный путь.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно. 
(Карнавальная песнь.
Перевод: Валерий Брюсов)

Автор
Материал подготовили: Дженнаро Эспозито – Президент Ассоциации «Талантливые дети» (Италия) Наталия Борисовна Никишкина – Президент Московского комитета Общества «Данте Алигьери» (Москва), Екатерина Валентиновна Спирова – Президент Международного Общества «Дружба» Италия-Россия (Москва)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе