Зачем дворнику Немирович-Данченко?

Существенно меняется в России картина по трудовым мигрантам. Гастарбайтеры из Средней Азии уезжают домой, зато чувствуется приток украинцев, в частности из неспокойных районов Украины. Почему гастарбайтеры из Средней Азии стали покидать Россию? И вернутся ли они в скором времени? И насколько велик приток трудовой силы с Украины?
Автор этих строк лично ощутил резкие изменения на "гастарбайтерском фронте". Раньше двор нашей пятиэтажки подметал приветливый и покладистый таджик Гена. Как на самом деле его зовут на его родине, я спросить так и не успел — он уехал как-то в одночасье. И сейчас двор никто не убирает. Зато в подъезде появились новые соседи, довольно молодая семья из Харькова - папа, мама, дочка трех лет. Познакомились.

Он — техник-наладчик по станкам из Харькова, на местный завод его взяли с распростертыми объятиями. Она — дипломированная медсестра, причем будет работать в том же садике, куда ходить будет дочка. Работу нашли по интернету, все документы оформили, квартиру сняли на год, официально, через агентство. Говорят: как у нас на Украине все успокоится, конечно, назад поедем. Стандартная история — к социологам не ходи. Хорошо, конечно. Но двор подметать по-прежнему некому…

А кто, если не мигранты, подметать будет?

С 1 января 2015 года для работы в России мигранты должны сдать три экзамена: на знание русского языка, законодательства и истории России. Стоимость теста — 30 тысяч рублей. При этом в минобрнауки РФ, правда, заявили, что в будущем сдавать экзамены мигранты смогут на родине. При этом стоимость экзамена будет определять конкретный аккредитованный вуз.

В свете экономических трудностей многие мигранты из бывших советских республик теперь думают о том, чтобы покинуть Россию. Значит ли это, что у нас некому будет строить и подметать? В прессе звучат мнения, что особых потрясений опасаться все-таки не стоит. А на некоторых менее престижных должностях будут работать местные пенсионеры, которые в нынешней ситуации не прочь будут и подработать — такие мнения тоже звучат.

Хотя остается большим вопросом, какой российский пенсионер пойдет пахать, извините, как лошадь, на стройку, с проживанием там же за маленькую зарплату. Вам никогда не приходилось слышать такое выражение: "Пашет, как гастарбайтер"? Я слышал. Это значит трудиться много, бесправно и за гроши…

Александр Щербаков: России надо стремиться обходиться без мигрантов

Ольга Чудиновских: Задушенные новыми правилами гастарбайтеры-азиаты могут навсегда покинуть Россию

Мигранты с Украины едут к нам не работать, а спасаться


Шод Муладжанов: Проблема - не мигранты, а их дети

"Пока еще рано говорить о том, что это (приток украинских трудовых мигрантов — прим. Ред) тенденция и что это будет всегда, есть объективные причины для этого, — рассказала в интервью Pravda.Ru директор Центра миграционной политики, кандидат экономических наук Ольга Чудиновских. — Во-первых, сохраняются выталкивающие факторы на юго-востоке Украины и начали в полной мере действовать ограничительные юридические меры, которые мы предпринимали, когда у нас чувствовался избыток трудовых ресурсов, например, тест на знание русского языка, культуры, истории. Потом, всякие санкционные меры, связанные с запретом въезда за разные, в том числе малозначительные, правонарушения. Конечно, это является фактором сдерживания.

Мигранты из Центральной Азии, видимо, пока еще принимают решение, стоит им ехать или нет в новых, порой неоправданно жестких, условиях регуляторов. И, во-вторых, в условиях изменившейся экономической ситуации говорить о том, что все мигранты Центральной Азии будут вытеснены мигрантами с Юго-Востока Украины — это нонсенс, потому что, если мы посмотрим статистику, то у нас в прошлом году только легально работавших граждан Узбекистана было больше миллиона. И очень много было из Таджикистана и Киргизии.

А те, кто уезжает с юго-востока Украины, — это семьи с детьми, это женщины, в том числе и пожилое население, совершенно другого уровня квалификации и профессиональной подготовленности, нежели те, кто приезжал из Центральной Азии. Поэтому это совершенно разные по сути своей потоки".

Эксперт считает, что надо просто понаблюдать, как будет развиваться экономическая конъюнктура в России и как начнут мигранты адаптироваться к избыточно жестким регуляторам, которые сейчас начали действовать. Одна из газет Федеральной миграционной службы (ФМС) осветила список вопросов, на которые должны ответить мигранты, желающие трудиться в РФ.

И тут возникают вопросы даже у "коренных" россиян: зачем, например, парню, приехавшему из Узбекистана и идущему на стройку, знать, кто такой Немирович-Данченко или в каком году была Куликовская битва? В таком случае надо эти вопросы задавать всем, кого мы принимаем на работу, в том числе и гражданам России, говорит Ольга Чудиновских. И вообще, каждый ли коренной россиянин подробно ответит на такие вопросы?

Смена лиц мигрантов в России: вместо таджиков к нам едут украинцы и молдаване

Ольга Чудиновских: Украинцам не перекрывают кислород, патент на работу - это обычная формальность

"Миграция в целом, конечно, сократилась, и можно предположить, что и нелегальный сегмент сократился, потому что нелегальная миграция — это прямое следствие общей миграционной волны. Если снижается легальная составляющая, то пропорционально может снизиться и нелегальная в данном случае. Если мигранты, которые работали без документов, не найдут работу, они, конечно, попробуют уехать. Но это будет означать запрет въезда повторного. Так что некоторое время они будут пережидать, осмысливая ситуацию. Естественно, не на что будет жить. Видимо, другого выхода, как уехать из России, у них не будет", — добавила Ольга Чудиновских.

"Я думаю, что азиатские гастарбайтеры вернутся, но это произойдет не сразу, — считает заместитель заведующего кафедры труда и социальной политики РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Александр Щербаков. — Это произойдет тогда, когда ситуация несколько стабилизируется с валютой. Вот эти валютные скачки многих приводят в растерянность — и люди не знают, где им выгоднее, как им выгоднее.

А когда ситуация стабилизируется, более-менее хотя бы, эта разница в уровне жизни все-таки скажется. И тогда трудовые ресурсы из Средней Азии все-таки опять поедут в Россию. Мне кажется, такая будет тенденция. А после этого уже русский капитал начнет движение туда — и тогда им уже не надо будет ехать в Россию, они смогут там же на месте получать работу. Это будет еще позже".

На вопрос корреспондента Pravda.Ru о том, достаточно ли велик приток трудовой силы c Украины, профессор Александр Щербаков ответил, что выходцев из этой страны может оказаться недостаточно, чтобы заменить всех работников из Центральной Азии. Ведь с Украины к нам едут в основном беженцы, это все связано с их тяжелой политической, геополитической, военной ситуацией, и тому подобное. Они укрываются у нас от своей беды…

"Тем более, что из Украины приезжают обычно люди более квалифицированные, более умелые и труд их, конечно, должен быть более полезен для нашей страны, хотя и оплачиваться он должен дороже… Мне кажется, что если мы будем развиваться в верном направлении, нам вообще не надо рассчитывать на иностранную рабочую силу, особенно малоквалифицированную или неквалифицированную. В этом смысле нам надо искать другие пути развития, повышать производительность труда, техническое оснащение производства и так далее и тому подобное", — отметил Александр Щербаков.

По мнению эксперта, нынешние "кризисные" меры, принимаемые ФМС, ситуацию могут улучшить, но только в определенной мере. Но быть уверенным, что это снимет проблему, ни в коем случае нельзя. Все-таки нелегальных мигрантов, как мне представляется, у нас в стране больше, чем легальных. И поэтому этот фактор еще долго будет давать о себе знать...

Вообще ситуация с падающим рублем может повлиять на экономики девяти бывших советских республик, пишет The Guardian. Каждый год гастарбайтеры из этих стран переводят на родину миллиарды долларов. Экономики Армении, Грузии, Украины, Узбекистана и других стран существенно зависят от денежных поступлений из России.

Как уже писала Pravda.Ru, от переводов формируются 21 процент экономики Армении, 12 процентов — Грузии, 31,5 процента — Киргизии, 25 процентов — Молдавии, 42 процента — Таджикистана, 5,5 процента — Украины, 4,5 процента — Литвы, 2,5 процента — Азербайджана и 12 процентов — Узбекистана. По оценке британской газеты, в 2015 году из-за слабого рубля девять перечисленных стран потеряют более 10 миллиардов долларов.

А что думает по этому глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский? "Покинувшие Россию из-за экономической ситуации и ужесточения законов трудовые мигранты вернутся в страну в течение двух месяцев", — цитируют его слова многие информагентства.

Сейчас, по словам Ромодановского, количество покидающих Россию мигрантов превышает число тех, кто въезжает в страну. С начала 2015 года в Россию въехали на 70 процентов меньше мигрантов, чем за аналогичный период 2014 года. "Но, тем не менее, думаю, через месяц, через два мы выйдем на нормальные цифры, и какой-то вот сложности, связанной с использованием иностранной рабочей силы, в России не будет", — заметил глава ФМС.

Только на Вангу, Нострадамуса или даже Глобу Ромодановский явно не тянет — что-то не сбываются его прогнозы. Так, в декабре Ромодановский заявлял, что трудовые мигранты вряд ли начнут массово покидать Россию из-за падения курса рубля по отношению к мировым валютам. А они уезжают-таки сплошным потоком!

В общем, должность штатного провидца в ФМС, прямо скажем, вакантна.


pravda.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе