Швейцарский журналист Ги Меттан: «Русофобия - это образ мысли»

Эксперт презентовал в Москве свою книгу об истории новой политической тенденции на Западе.
«Почему мы так любим ненавидеть Россию?» - задал Ги Меттан сам себе вопрос прямо на обложке только что изданной на русском языке книги.
Швейцарский журналист Ги Меттан.


И вернулся к началу 90-х – когда Россия еще была «в тренде» и вроде бы не успела сделать миру ничего такого, за что ее следовало бы не любить. В 1994-м году Ги Меттан решил удочерить русскую девочку Оксану из суздальского детского дома и начал сюда часто приезжать. И очень скоро обнаружил, что Россия, которую он узнал и увидел, разительно отличалась от той страны, о которой он читал в швейцарских газетах...


За 20 лет в мире ничего не изменилось.

- Россия – не рай. У России есть недостатки. Но мне кажется несправедливым то, что в западных СМИ говорят только о недостатках. И эту несправедливость я хотел исправить, - объяснил Ги Меттан истоки своего профессионального порыва на пресс-конференции. - Возьмем, например, Олимпиаду в Сочи, которую МОК посчитал лучшей за всю историю зимних Игр. И что о ней писали в газетах? (Напоминаем тем, кто позабыл: публиковали заметки исключительно о недостроенных отелях, «сдвоенных туалетах», «отстрелянных собаках» и олимпийском кольце, которое не раскрылось на церемонии открытия. Американская телекомпания «Эн-би-си» сообщила даже, что виновник этого «косяка» был якобы найден мертвым – Г.С.)

Поиск причин мировой русофобии увел его аж в события 1000 летней давности – в историю раскола христианской церкви на католическую и православную и противостояние Рима и Византии, «мантию» которой после падения подхватила Россия.

Антироссийские предрассудки глубоко укоренились в коллективном бессознательном, - печально констатирует автор. Аргументы остались теми же. И даже лексика.



ГИМН СОЛЖЕНИЦЫНУ

Чтобы вырвать из рук возможных критиков «компромат», Ги Меттан носит в кармане пиджака два паспорта – и швейцарский, и российский, который он получил еще в 1994-м году согласно тогдашнему законодательству, и с готовностью демонстрирует оба. Последнее обстоятельство и возможность беспрепятственно к нам приезжать и привели его к очень простой человеческой и журналистской реакции: изумлению тем, как в западных СМИ преподносится Россия.

- В 90-е годы я был изумлен тем, как Запад повел себя по отношению к Солженицыну. Несколько десятков лет подряд мы публиковали его, прославляли, курили ему фимиам как предводителю диссидентского движения. Пока он критиковал коммунистическую Россию, мы преподносили его до небес. Но когда он эмигрировал и, вместо того, чтобы участвовать в антикоммунистических коллоквиумах, предпочел уединиться в Вермонте и работать, западные СМИ и университеты от него отвернулись.

Их кумир перестал соответствовать образу, который они себе сотворили. Он стал мешать их академическим и журналистским карьерам. Когда же Солженицын вернулся в Россию и там встал на защиту униженной и растерянной Родины, пущенной с молотка, и к тому же поднял голос против «западников» и либеральных плюралистов, отступившихся от России ради того, чтобы таскать куски пожирнее из капиталистической кормушки, на него спустили всех собак. Он превратился для Запада в выжившего из ума старика… Его поносили, презирали, обливали грязью – и зачастую это делали именно те, кто приветствовали его первые выступления. Он же, всем ветрам назло, против самых сильных мира сего, пытавшихся преградить ему путь, защищал всегда одну и ту же идею: он горой стоял за Россию. Ему не простили, что он обратил свое перо против Запада, оказавшего ему гостеприимство и полагавшего, что писатель теперь обязан ему по гроб жизни – хотя Солженицын всегда делал одно и тоже: исполнял свой долг.


«Почему мы так любим ненавидеть Россию?» - задал Ги Меттан сам себе вопрос прямо на обложке только что изданной на русском языке книги.


Русофобия – это не заговор, просвещает читателей Ги Меттан. Это образ мысли.

- Существует ненависть пассивная, которая заключается в стремлении извлечь выгоду из внезапной слабости России, чтобы установить в ней удобный Западу режим и завладеть ее природными ресурсами (как это случилось в годы правления Ельцина). Но есть еще и активная, воинствующая русофобия, оживающая, когда Россия набирает силу. Задачей такой русофобии является не дать России окрепнуть.

В качестве примера Меттан приводит уже почти забытую катастрофу российского самолета над Боденским озером в 2002 году:

- Что мы услышали в тот момент из западных СМИ вместо сочувствия? Полный набор антироссийских клише: российский пилот якобы плохо понимал по-английски и не отреагировал на инструкции диспетчерского центра. Российские самолеты - транспорт ненадежный. Они не оснащены системами безопасности и плохо обслуживаются. Из-за недостатка финансирования пилоты не проверяют перед вылетом состояние двигателя и бортовых систем. Профессиональный уровень самих пилотов тоже не внушает доверия. Получая низкую зарплату, они вынуждены подрабатывать таксистами, в результате чего приходят на работу уставшими и зачастую нетрезвыми. Что касается авиакомпании «Башкирские авиалинии», то она была создана для удовлетворения нужд русской мафии.

- Никто не будет исправлять ошибки, даже если они доказаны, – посетовал на пресс-конференции Ги Меттан. -Такова современная журналистика: главное - успеть выкрикнуть первым.

Действительно, кто теперь будет разбираться, говорил ли по-английски пилот «Башкирских авиалиний»? Или какой ракетой был сбит над Украиной малайзийский «Боинг»?

Приговор вынесен заранее, и успешно скормлен потребителям. Места для других версий в головах больше не осталось.



ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РУСОФОБИИ

Исследовательские наблюдения швейцарского коллеги в его толстенькой и умной книге,стали, как метко выразился в послесловии к ней ученый-международник Алексей Кожемяков, своеобразным «путеводителем» по практической русофобии. Прочитаешь ее – и все сразу становится ясно. Оказывается, британская русофобия родилась еще в 1815 году сразу после свержения Наполеона, когда Великобритания стала смотреть на Россию, как на конкурента в борьбе за мировое господство.

- Англосаксы считают Россию угрозой для собственной экспансии, потому и демонизируют, - объясняет происходящее Ги Меттан.

А Франция это неблагородное дело начала еще раньше! И вообще сыграла ключевую роль в формировании мировой русофобии, положив в ее основу две идеи: миф о российском экспансионизме и об азиатском деспотизме.

- В 1760-х годах французские дипломаты при участии украинских, польских и венгерских политических кругов написали так называемое «Завещание Петра Великого». В этом сфабрикованном документе раскрывался «великий русский замысел завоевания большей части Европы», - констатирует Ги Меттан.

Вдумайтесь только: два с половиной столетия бедные французы сидят и накручивают себя страхами! А мы, не чуя опасности, насвистываем себе мелодии Джо Дассена и вздыхаем о фиалках с Монмартра…

Невероятно, но факт: русофобия в Германии возникла позднее всех прочих – только в конце XIX века.

- Но немцы быстро наверстали упущенное: унизительное поражение в Первой Мировой войне и экономический кризис 1923-1930 годов стали благодатной почвой для становления расистской идеологии нацистского государства, - отмечает швейцарец.

Самая молодая русофобия – американская, она ведет отсчет лишь от 1945 года и зародилась сразу после того, как закончилась Вторая Мировая война и СССР и США перестали быть союзниками.

- Она нарастала в течение всей холодной войны, постепенно превращаясь из грубого маккартизма пятидесятых в весьма продуманные способы борьбы с тоталитаризмом 80-х. Сейчас американская русофобия возродилась в русле антипутинской истерии.

О польской русофобии в книге сказан ровно абзац – он касается слов экс-министра иностранных дел Гжегожа Схетины о том, что концлагерь Освенцим освободили украинцы. О прибалтийской нет вообще ни буквы. И поделом: юные они еще в этом неблагородном деле…

- Миф о русском медведе–людоеде и о жестоком самодержце имеет лишь одно назначение: показать, что Россия сама виновата и в собственных несчастьях и в тех бедах, которые она навязывает своему миру. Когда же Россия пытается сопротивляться, Европа и Америка удивленно поднимают брови: «Что случилось? Почему она так бурно реагирует? Мы ведь желаем России добра. Если мы хотим присвоить твою нефть, то это для твоего же блага, детка. И если мы ставим антиракетный щит у тебя под носом и вводим войска на Украину и Грузию, то это чтобы лучше защитить тебя саму!» - иронизирует Ги Меттан.

Без всякого корыстного умысла должна сказать, что эта книга, ко всему прочему, написана очень хорошим языком и отлично переведена. Читать ее не только интересно, но и приятно.


Россия должна жить так, как она сама решила, считает Ги Меттан.



ПОЛЮБИ МЕНЯ ОБРАТНО

Мой вопрос Ги Меттану, заданный во время презентации - «Что нужно сделать, чтобы Запад полюбил Россию обратно?», без ложной скромности задал тон дискуссии всей пресс-конференции, которая прошла в помещении ТАСС. К нему не раз возвращались и журналисты, и политологи. Ответ самого Ги Меттана заставил многих задуматься:

- Прежде всего надо избавиться от этой озадаченности. И не заморачиваться о том, что думает Запад. Это неправильный подход. Россия должна жить так, как она сама решила. То же самое касается и экономических санкций: они прекратятся ровно в тот момент, когда Россия перестанет обращать на них внимание.

Собственно говоря, мы так и думали…
Автор
Галина САПОЖНИКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе