“Праздник” со слезами на глазах: кому нужна комедия о блокаде

Рунет захлестнула волна обсуждений еще не вышедшего художественного фильма “Праздник”, действие которого происходит в блокадном Ленинграде.

По сценарию, семья, живущая "на особом положении", тайно встречает Новый год за обильным столом, но неожиданно в доме появляются незваные и голодные гости. При этом, согласно замыслу режиссера Алексея Красовского, картина должна вызывать у зрителя смех. О том, что заставляет творческих людей нарушать табу и ерничать по поводу самых трагичных событий прошлого - в материале “Культуромании”.



По волнам хайпа

13 октября социальные сети запестрели постами о новом фильме “Праздник” с нетрадиционной трактовкой трагических событий Ленинграда в период блокады. В основе сюжета - якобы дневники инструктора отдела кадров горкома ВКП(б) Николая Рибковского. Согласно цитатам из этих дневников, приводимых авторами фильма, в осажденном Ленинграде были и те, кто наслаждался своим привилегированным положением и отнюдь не голодал.

Известно, что монтаж картины с бюджетом 3,5 млн рублей уже закончен, и хотя прокатное удостоверение еще не получено, анонсируется, что фильм выйдет на экраны в 2019 году. Сейчас - самое время для начала рекламной кампании. 

В интервью ”Медузе” режиссер “Праздника” Алексей Красовский охарактеризовал свое произведение как комедию.

- Рассказывая о фильме, я всегда подчеркиваю, что это комедия, и местами она действительно черная, но чаще все-таки светлая. Я хотел поговорить о том, как образовалась эта разобщенность между богатыми - причем незаслуженно и неоправданно богатыми - и всеми остальными. Когда это началось? Мне показалось, что ответ находится именно в этой зоне - когда граница была максимально болезненной. Сейчас пытаются доказать, что тогда привилегий не было, однако никто не борется с ними сейчас - сражаются с людьми, пытающимися рассказать об этом, - сообщил он.

16 октября секретарь генсовета "Единой России", заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак призвал министра культуры Владимира Мединского не выдавать прокатное удостоверение фильму “Праздник”. Политик объяснил это тем, что картина в жанре черной комедии показывает трагические события времен блокады Ленинграда. 

Глава департамента кинематографии Министерства культуры Ольга Любимова сообщила, что говорить в выдаче прокатного удостоверения фильму "Праздник" еще рано.

- Говорить о выдаче прокатного удостоверения фильму "Праздник", полагаю, пока некорректно. Как минимум до обращения создателей фильма в Минкультуры России. Также позволю себе напомнить, что при выдаче прокатных удостоверений, Минкультуры России руководствуется исключительно действующим законодательством, - цитирует Любимову пресс-служба ведомства.

Многие пользователи социальных сетей идею черной комедии не оценили. Режиссеру Красовскому даже пришлось отключить возможность комментирования на своей странице в Facebook. Впрочем, и он сам, и либеральные СМИ вроде радио “Коммерсантъ FM”, уверены, что комментарии писали ”ольгинские тролли”, ведь фильм не может задеть ничьи чувства.

- Я на 200% уверен, что моя картина никого не заденет, если люди ее посмотрят. Задевают пересказы, причем очень неверные, содержания, или оскорбляют толкования, - сообщил режиссер “Медузе”.



Солидарность, которой нет

Тем не менее оскорбленные есть, и они не анонимны. Инна Лобанова, пережившая блокаду ребенком, рассказала “Культуромании” о своем видении кинематографического произведения Красовского.

- Я позвонила по поводу фильма “Праздник” своим подругам, им уже по 80 лет, они тоже пережили блокаду. Мы все себя чувствуем себя оскорбленными, как и любой настоящий ленинградец. Все это вранье про какой-то особый шикарный рацион, красную икру и курицу. Конечно, и у номенклатуры, и у солдат пайки были побольше, но это были именно пайки, а не ананасы с рябчиками. Не 125 грамм хлеба, но и не настолько, чтобы они ели сырокопченую колбасу и ложками красную икру. Ни я, ни мои подруги-блокадницы в это не верят. Я думаю, что есть люди, которые все хотят испачкать и загадить, показать прошлое в другом ракурсе, - говорит Лобанова.

Сценарист документальных фильмов, журналист Григорий Шугаев считает, что художник имеет право на самовыражение, и дело в не юморе, а в позиционировании картины.

- Художник, безусловно, имеет право на самовыражение, имеет право на воплощение любой своей идеи. Ну, разоблачает он привилегии у номенклатуры. Бога ради. Но зачем называть фильм черной комедией? Это же определенный жанр, подразумевающий юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, макабрическими темами. Получается, что либо Красовский элементарных терминов не знает, либо это промоушен фильма. Я склоняюсь к последнему. Это попытка дорого продать дешевое кино, - отмечает в беседе с “Культуроманией” Шугаев. 

Сам режиссер “Праздника” в интервью “Коммерсантъ FM” признался, что негативная волна для фильма полезна.

- Если картину отделять от режиссера, не думать о том, доживет режиссер до премьеры или нет, то, наверное, картине это пошло на пользу, - заявил Красовский.

Еще один важный момент в “Празднике” - это тема солидарности. Шугаев считает, что утробное поедание курицы во время общей беды - страшного голода - само по себе комично. Но для режиссера должна быть важна солидарность, если уж он решил делать ставку на нее.

- Комично, когда в жутких условиях блокады люди не разделяют беду с другими, не проявляют солидарность. Ведь без нее не выжить. Но в ситуации с Красовским еще комичнее то, что он сам оказывается не солидарным - с нами, с большинством населения страны. Та же “Гусарская баллада” - отличный комедийный фильм о войне, потому что он несет в себе солидарность, а комедия Красовского - нет. Нельзя снимать комедию, черную комедию про блокаду Ленинграда. Уже в этом оскорбление, - рассуждает Шугаев.

Инна Лобанова считает, что подобное кино - это хулиганство.

- Это плевок для еще живых блокадников и еще больший плевок на могилы погибших. Хулиганство просто. Нельзя снимать черную комедию на крови и покойниках, столько народу погибло. Фильмы о блокаде нужно снимать только правдивые. У нас же много осталось в Ленинграде мест, которые свидетельствуют о пережитом ужасе, о блокаде, - говорит она.

Продолжая эту мысль, собеседница “Культуромании” подчеркнула, что в те тяжелейшие времена было место и настоящему празднику.

- Я жила в квартире, в которой бомба пролетела от пятого этажа до подвала, и когда бомбу вынимали, уже после войны, удивлялись, почему она не разорвалась, - вспоминает Инна Лобанова. - Бомба оказалась набита опилками. В ней лежала записка, в которой было написано: “Мы вас любим”. Видимо, ее начиняли угнанные в плен советские люди или немцы-коммунисты.

Чем не сюжет для фильма о блокаде?

Автор
Сердечнова Елена
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе