Новая газовая война?

На Украине говорят о новой газовой войне: Виктор Янукович с Дмитрием Медведевым не  решили проблему с газом. В оранжевые времена все было понятно – нас не любил Ющенко, мы платили ему взаимностью, Тимошенко вела себя по обстоятельствам, но своей тоже не считалась. Свой был Янукович. Его поздравляли с победой, причем дважды, и оба раза без повода. На него ставили. Его поддерживали косвенно, а от прямой поддержки воздерживались лишь потому, что она бы ему повредила. Короче, он считался друг – и вот оказался вдруг.

Это не первый такой случай: у России вообще ужасно плохо с друзьями. Надо бы как-то поднять этот вопрос серьезно, но не с Лаврова же спрашивать? Лавров дружит с теми, с кем прикажут. А приказывают – с самыми беспринципными и нерукопожатными, потому что остальные, вот обида, с нами не дружат. Мы почему-то неинтересны большей части соседей и противны почти всем бывшим сателлитам. С нами, например, очень дружил аджарский тиран Абашидзе, свергнутый при всенародном одобрении. Эдуард Кокойты нас тоже очень любит. Про атолл Науру молчу – там вообще нет правительства, есть некто вроде председателя колхоза, и он признал Южную Осетию с Абхазией – вероятно, только потому, что американцы побрезговали его перекупать.


Янукович – тот еще друг: даже если бы он шел у нас на поводу во время всей газовой эпопеи, даже если бы оказался послушной марионеткой во всех прочих отношениях – ни имидж, ни моральные качества, ни былые подвиги этого человека никак не располагают к нему. И вот парадокс: чем больше я наблюдал в Киеве тех, кто называл себя друзьями России, чем дружественней позиционируют себя тамошние политики, заезжающие в гости, – тем они противней, грубей, фамильярней, тем меньше читали и хуже себя ведут; и тем меньше мне хочется дружить с ними лично.


Как-то так получилось, что Россию во всем мире поддерживают либо совершенно безбашенные персонажи типа Уго Чавеса, либо мелкомасштабные тираны типа того же Кокойты, либо носители блатного дискурса. То есть мы выбираем в друзья не тех, кто разделяет наши идеи (идей у нас нет), а тех, кто нами не пренебрежет. Это как-то очень оскорбительно и ни на что не похоже. Приглашают тебя, допустим, выступать в Армению, или Грузию, или Киев, и предупреждают, что это прорусские силы. Знакомишься, присматриваешься. На второй минуте общения становится понятно, что деньги, на которые функционируют эти прорусские силы, очень двусмысленного происхождения; что сами прорусские силы только что не пальцуют; что «прорусские» они только по причине полной своей неприличности, не то бы, конечно, слили нас при первой возможности. Что они и делают обычно, дорвавшись до власти. На этом фоне Чавес еще очень приличный человек – он хоть во что-то верит.


Никто не призывает наши власти домогаться дружбы откровенно антироссийских политиков вроде того же Ющенко, которого сейчас не видно и не слышно. Но поддерживать откровенно противных людей все же необязательно, так мне кажется.


Но мало ли что мне кажется, наивному идеалисту, все еще не понимающему, до какой степени мы никому другому не нужны.


Быков Дмитрий


Собеседник


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе