Насильно родным не будешь

Зачем мы живем вместе. О важности идеологии и изменении национальной политики страны.

– Папа, помоги мне сделать уроки по татарскому…

– Извини, малышка, ничем не могу тебе помочь. Я – русский. Татарский я не знаю и знать не хочу.

– Ну мне же поставят двойку! Я ничего не понимаю.

– По татарскому я тебе разрешаю получить даже кол. Да хоть за четверть. Вообще можешь на него не ходить. Я разрешаю…

Такой совершенно непедагогичный диалог между отцом и дочерью состоялся, когда наша Лиза ходила еще в первый класс самой обыкновенной общеобразовательной школы г. Казани. Теперь Елизавета учится уже в четвертом, но, признаться, несмотря на ежедневные учебные часы, пожертвованные из школьной программы на изучение этого языка, по-татарски за все это время я, по-прежнему, кроме «рахмат» (что в переводе на русский означает «спасибо»), от девочки ничего так и не услышала. Качество постсоветской методики преподавания этого языка, несомненно, оставляющее желать лучшего, заслуживает отдельного разговора. А между тем татарский вдалбливают в головы наших российских детей за счет сокращения уроков русского языка и русской литературы относительно принятых за основу в центральном регионе России.

Поводом для этих размышлений стали неприятно удивившие меня результаты прошедшего намедни заседания комитета ГС РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. Не секрет, что вот уже более двадцати лет дети Татарстана, равно как и многих других регионов России, недополучают базовые знания по русскому языку. Что в результате? Не одно поколение школьников не имеют равных возможностей при поступлении, например, в московские ВУЗы по сравнению со школьниками Москвы и Питера (кроме детей, чьи родители могут оплачивать репетиторов). Особенно обидно, что при этом уровень незнания нашими детьми татарского тотален, за исключением детей, с которыми в семьях говорят по-татарски.

Почему это происходит? Субъектами Российской Федерации на местном уровне было введено обязательное изучение татарского (а в других национальных республиках, соответственно, башкирского, тывинского и т.д.) языка в качестве родного. Такой статус определили для него местные парламентарии. Определили еще тогда – при развале СССР. И согласно Постановлению правительства Татарстана, в республике государственными языками признаны татарский и русский. Но так как обязательное изучение двух государственных языков – это слишком, то татарскому был присвоен статус родного языка. Причем для всех детей, включая тех, чей родной язык – русский. Следует учесть, что преподавание татарского начинается еще в детском саду – по 2 часа в неделю. В общеобразовательных школах оно увеличивается до 5–6 (!) часов в неделю. Интересно, что в платных школах национальных республик обязательность изучения местных языков отсутствует. Куда же в таких случаях смотрят столь категоричные республиканские министерства?

И вот теперь, когда усиливается российская государственность, когда депутаты Государственной Думы услышали наши молитвы (а также увидели митинги, пикеты и многие другие родительские акции, выражающие протест против принудительного изучения русскоговорящими детьми татарского языка), когда наконец-то было предложено внести изменения в Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации», когда, как казалось бы, здравый смысл должен непременно восторжествовать, выяснилось, что возрадовались мы рано.

Итак, госдумовские депутаты намерены сделать добровольным выбор родного языка для изучения в школе. А депутаты Государственного Совета Республики Татарстан не поддержали эту инициативу. На прошедшем 17 сентября заседании комитета ГС РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам его председатель Разиль Валеев сообщил, что законопроект вызвал множество замечаний в разных ведомствах республики. Например, специалисты правового управления Аппарата Госсовета РТ отмечают, что законопроект содержит определенное противоречие: предлагается ввести принцип свободного выбора родного языка из числа языков народов РФ, однако это ограничивает выбор родного языка только языками народов России. Видимо, очень сильно переживают сердобольные специалисты из этого правового управления, что, к примеру, какой-нибудь китаец, получивший гражданство РФ, не получит бесплатного персонального школьного учителя по родному китайскому, который, к счастью, пока не является языком народов России.

Министерство образования и науки республики также не поддержало московский законопроект. Спрашивается, с чего бы это? Оказывается, документ этот плюс ко всему впервые предполагает закрепление за русским языком статуса родного, помимо того, что он носит статус государственного. А вот тут начинается самое интересное. По мнению специалистов министерства РТ, принятие этого законопроекта может повлечь за собой уменьшение количества учебного времени, выделяемого на изучение татарского языка, за счет предоставления гражданам права изучать русский и как государственный, и как родной. Неужели такая неслыханная щедрость, предоставляющая русскоязычным детям право на полноценное изучение великого и могучего, не по карману нашему образовательному министерству? Кроме того, Кабинет Министров РТ отметил, что введение в преамбулу закона термина «российская нация» входит в противоречие с определением «многонациональный народ Российской Федерации», закрепленным Конституцией страны. Последнюю претензию кабмина РТ, пожалуй, вообще оставим без комментариев.

В общем, Разиль Валеев выразил категорическое неодобрение предлагаемых изменений в федеральный закон. Его поддержали и другие депутаты. Он также сообщил, что того же мнения придерживается и Государственное собрание – Курултай Республики Башкортостан.

И все же, несмотря на социальную остроту проблемы, все мы прекрасно понимаем, что вся эта мышиная возня на уровне региональных властей вокруг школьных уроков – всего лишь лакмусовая бумажка происходящих сегодня глобальных российских тенденций. Отрадно наблюдать, как наша многострадальная Родина постепенно очищается от горбачевско-ельцинского наследия – наростов сепаратизма, национализма. Искренне верю, что все необходимые поправки к Федеральному закону «О языках народов Российской Федерации» все же будут приняты, и не местные власти, а сами родители будут решать, какой же язык является родным для их детей.

А как же национальное самосознание татар, башкир и прочих народов, населяющих великую Россию, резонно спросит иной читатель? А так, как это было в советские времена – национальные языки преподавались в республиках в качестве факультатива. И все желающие изучать действительно родной язык (равно как и желающие, не являющиеся носителями национального языка республики) имели возможность беспрепятственно это делать. Подчеркнем – имели право, но не были обязаны. Эту замечательную практику следует возобновить. Ведь насильно родным не будешь – с этим, надеюсь, согласятся все

Ирина Волынец, Общественный деятель. Координатор Российского проекта "Русский Миллиард"

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе