Кассандроиды

Журналистам еженедельника Time не удалось толком отобедать за президентским столом: еще не подали горячее блюдо, а Владимир Путин вдруг встал и попрощался с ними. "Бесцеремонность президента неприятна, - пишет автор репортажа. - Его разозлили наши вопросы? Он соскучился? У него назначена другая встреча? Непонятно..."

Прогневался. Всю встречу был не в духе, чем-то раздражен и нелюбезен. Что ж тут непонятного. В начале своего первого срока он приехал в Америку и принял приглашение на шоу Ларри Кинга. Фразу "Она утонула" слышал и запомнил весь мир. С тех пор он не любит западных журналистов: "Они просто отрабатывают деньги, которые им платят хозяева, и не хотят ссориться со своим начальством". Людей, которые "пишут, что хотят", сказал Путин, "мало вообще: они такие пассионарные люди, они в любой среде немножко диссиденты".

Свое суждение он сопроводил ремаркой: "Хотите - печатайте, хотите - не печатайте".

Они напечатали. Не стали выслуживаться перед начальством.

Ему, возможно, доставило бы своеобразное удовлетворение, если бы Time снабдил его интервью какими-нибудь скептическими замечаниями. Это подтвердило бы его слова о тенденциозности и продажности западной прессы. Но эти пассионарии-диссиденты смело написали, что Путин незаменим и что только он способен вывести Россию на уровень "одной из великих держав нового мира".

Российская пресса Америке взаимностью не платит. Позитивные материалы о США найти в ней крайне трудно - при советской власти их было и то больше. Она тащит на свои страницы и экраны любой информационный мусор, лишь бы в нем говорилось о том, что Америка вот-вот погибнет под грузом неразрешимых проблем.

Патологическая ненависть и злорадство распирают российского щелкопера, едва он набирает на компьютере эти три буквы - США. Необъяснимая злоба застит ему белый свет. Он описывает несуществующую страну, точнее - существующую только в его воспаленном воображении. Примерно как Митя Карамазов, которому брат предлагает бежать из тюрьмы в Америку: "Если я и убегу, даже с деньгами и паспортом и даже в Америку, то меня еще ободряет та мысль, что не на радость убегу, не на счастье, а воистину на другую каторгу... Я эту Америку, черт ее дери, уже теперь ненавижу".

Однако же находит себе Митя место на этой заокеанской каторге: "Там, говорят, есть еще краснокожие, где-то там у них на краю горизонта, ну так вот в тот край, к последним могиканам".

Властью автора Достоевский Митю в Америку не пустил. Идея побега в Америку представлялась ему чем-то чудовищным, едва ли не дьявольским искушением. В "Дневнике писателя" он цитирует газетную заметку о трех казанских гимназистах, бегству которых вовремя воспрепятствовала полиция. Он вспоминает, что это далеко не первый случай, что "уже бежали раньше их и другие", а все потому, что овладела незрелыми умами опасная ересь: "Винить ли таких маленьких детей, этих трех гимназистов, если и их слабыми головенками одолели великие идеи о "свободном труде в свободном государстве" и о коммуне и об общеевропейском человеке; винить ли за то, что вся эта дребедень кажется им религией, а абсентизм и измена отечеству - добродетелью?"

Измена отечеству! В Европе Достоевский сам жил и работал подолгу, это не измена, а в Америку уехать - она самая.

На исходе года в России вдруг растиражировали и раздули до вселенских масштабов новость, и как раз о краснокожих: племя лакота выходит из состава США, образует новое независимое государство! "Делегация племени,- сообщает РИА "Новости", - в одностороннем порядке разорвала все договоры, заключенные с американским правительством почти 150 лет назад, которые "постоянно нарушались со стороны США" и, таким образом, представляют собой не что иное, как "пустые слова на дешевой бумаге".

"По мнению политологов, - вторит интернет-газета "Взгляд", - выступления индейцев - это только часть айсберга, который принесла с собой агрессивная внешняя политика Соединенных Штатов".

"Власти США отмалчиваются на решение индейцев племени Лакота", - гласит заголовок "Известий".

В американской печати найти сообщения об этом грандиозном событии затруднительно. Внимание ему уделили только местные, провинциальные газеты. Но не потому, что пресса прячет от народа горькую правду. А потому, что реальное значение события несоразмерно громкому российскому резонансу.

Лакота - самоназвание одного из племен индейской народности сиу, оказавшей упорное сопротивление европейской колонизации.

Политика США по отношению к индейцам претерпела сложную эволюцию. Отношения регулировались договорами, которые президент направлял на ратификацию в Конгресс. Вместе с тем эти договоры не были полноценными международными соглашениями: Верховный суд США определил индейские племена как "отечественные зависимые народы", не обладающие суверенитетом, а договоры с ними имели статус внутренних законов. В годы Гражданской войны южане договорились о нейтралитете индейцев на своей территории; северянам же пришлось воевать на два фронта - у них в тылу индейцы развернули масштабные боевые действия. В частности, сиу под предводительством вождя Красное Облако развязали войну, которая считается самой успешной индейской кампанией в истории. По мнению белых американцев, тем самым именно сиу нарушили мирные соглашения, и в 1870 году Конгресс запретил президенту впредь заключать договоры с индейцами.

Индейское племя не может выйти из состава США хотя бы потому, что никогда в него не входило в качестве суверенной территории и никогда не обладало собственной государственностью. Кроме того, для образования нового государства потребуется урезать территорию штатов, в которых живет племя - Небраска, Южная Дакота, Северная Дакота, Монтана и Вайоминг. А по Конституции границы штата нельзя изменить без согласия законодательного собрания этого штата.

Наконец, немаловажно и то, что делегация, провозгласившая независимость лакота, никого не представляет. Это всего лишь самочинные "активисты", не занимающие никаких выборных должностей и потому не уполномоченные подавать какие-либо петиции или декларации от имени какого бы то ни было племени.

Вместе с тем юридическая проблема существует: лакота претендуют на горный массив Блэк-Хиллс в Южной Дакоте, но в этом массиве находится гора Рашмор, на которой вырублены барельефы четырех президентов. В 1980 году Верховный суд США присудил племени денежную компенсацию, но лакота денег не взяли. В настоящее время вместе с процентами сумма компенсации достигла миллиарда долларов.

Зная все это, диву даешься, читая иные комментарии, среди которых особую оторопь вызывают суждения вице-президента Академии геополитических проблем Владимира Анохина. Сей ученый муж полагает, что декларация лакота - это начало распада страны по этническому признаку. "Противостояние в Соединенных Штатах, - вещает он, - интенсивнее, чем в Европе, например в Испании или Бельгии. Даже если рассматривать территориальные вопросы США на фоне албанских конфликтов в Косове, то проблема Америки окажется намного острее".

Русский интернет засорен мегабайтами подобной лысенковщины. Но сколько ни дуют в свои трубы "эксперты" и вице-президенты академий, проклятый заокеанский Иерихон пока не рухнул. 

Владимир Абаринов

Грани
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе