Горе крымской уммы

67-ю годовщину депортации крымских татар в Симферополе отметили с размахом. Тысяч 30 мусульман шли пятью колоннами по городу, охраняемые милицией. Торговые палатки славян на это время были закрыты - чтоб не раздражать шествующих.
Они же, представители крымско-татарской уммы (исламской общины), вспоминали о том, как в 1944 году 423 тысячи их предков за 2,5 дня были выдворены из Крыма в Узбекистан и как не смогла в нем прижиться половина депортированных - умерла до срока.

Официальный крымско-татарский меджлис, руководивший траурными шествиями, оказался нивелирован хизбиями - "новыми татарами", представителями движений "Хизб-ут-Тахрир", "Альраид" и "Давет". "Старые татары" называют их ваххабитами, общаться не желают, но смиряться должны: вроде тоже соплеменники, на родину вернувшиеся, тоже пострадавшие и тоже потерпевшие.

"На Украине ваххабитов больше, чем в Чечне. Эта зараза распространяется по всему миру. Очень многие фанатики проходят через вашу страну. И если вы не будете бороться с этим явлением, завтра-послезавтра они натворят у вас то же, что сделали в Чечне", - предупреждал президент Чечни еще в прошлом году. Его не услышали.

Крымская умма сейчас - это 13 процентов населения полуострова, остающегося постоянно "подогреваемой" точкой Украины. Если в 90-х "Известия" писали, как распространяются агитки Зелимхана Яндарбиева о том, что "Крым нужно женить на Чечне", если год назад мы рассказывали, как ваххабиты обосновались во всех крупных городах Крыма, включая Симферополь, то теперь остается только подтвердить: эта угроза нарастает и противодействия со стороны властей не видит. Об этом мне на "Фейсбук" пишет и крымский хизбий по имени Рамзан. Он - журналист. В Крыму у хизбиев уже есть своя пресса.

Оппонентами ваххабитам на полуострове стали разве что казаки, за свои деньги и при помощи организации "Русское единство" стоящие лагерем вблизи Бахчисарая, "эпицентра" крымских хизбиев. По словам казаков, сейчас в Крыму 5500 хизбиев. Каждый год их количество увеличивается тысячи на полторы-две. Они не только вытесняют "старых крымцев" из бизнеса, они властям не подчиняются. Они строят халифат, расширяют присутствие в главной отрасли крымской экономики - гостинично-ресторанной, организуют свое государство внутри автономии.

Уже сейчас, рассказывал мне бахчисарайский официальный глава Ильми Умеров, ему приходится считаться с "нововерующими". О том же говорил имам мечети в историческом Ханском дворце Бахчисарая, о котором еще Пушкин писал. В эту мечеть теперь "старые мусульмане" не ходят - они вытеснены на окраины поселка.

"Хизбии ссорят нас с властями, они доведут до того, что хрупкий мир, установленный между русскими и коренными крымцами, будет разрушен", - жаловались мне имамы полуострова. Недовольны они и тем, что хизбии ходят в дом Аллаха в шортах, сидят в мечетях вразвалку, хотя это считается неприличным, и не признают традиции своего народа. "Они учат нас, стариков, как Аллаха почитать, хотя им самим лет по сорок", - недовольно говорили мне в Духовном управлении мусульман Крыма. Оно отправило в отставку Симферопольского имама Мустафу, обвинив его в близости к хизбиям, но это - лишь один случай, известный на весь Крым.

Один из лидеров хизбиев Нариман Бекташ на эти возмущения не реагирует - он пьет чай, он рассуждает о том, какой будет прекрасной земля, когда ее накроет Всемирный халифат. Нариман - бизнесмен, и вполне успешный. Он с бахчисарайскими властями договорился и теперь решает, не расшириться ли на Симферополь. Там его поддержат братья по новой вере - люди из организаций "Альраид" и "Давет". Действуют они абсолютно легально, офисы имеют, свои агитки распространяют.

Вице-спикер крымского парламента и сопредседатель "Русского единства" Сергей Цеков рассказывал мне, что с хизбиями Крым в одиночку не справится. Тут помощь Киева нужна, но ему сейчас не до полуострова. Киев в Европу движется, а Крым его тормозит, в российскую сторону тянет.

Хизбии же предупреждают: "Нас много, и мы едины, за каждого из нас, попавшего под репрессии, поднимается по 300 человек родственников. С нами лучше не связываться". "Старые крымцы" в это верят и отступают. Им не впервой смиряться - если не с волей властей, то с напором соплеменников, забывших, какого они племени.

Новое крымское обострение начинается одновременно с курортным сезоном. Хизбиям невыгодно пришествие в Крым русских туристов, усиливающих немусульманский фактор. Начальство полуострова почему-то надеется, что в Крым придут немецкие, турецкие и арабские деньги. Но немцев здесь не видно, турки появляются редко, арабы оказываются теми самыми эмиссарами, которые рассказывают, как Крыму жить "по новым исламским правилам". Умма полуострова противостоять этому не может. Горе у нее.

Янина Соколовская

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе