Генштаб в открытом режиме

Генерал Ноговицын - о том, какие секреты хранили штабные карты грузинских агрессоров

Многие неизвестные факты раскрылись при знакомстве с трофейными документами, которые нашли наши военные после бегства грузинских войск.

Об этом на "деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын.

Блицкриг, который планировали в Тбилиси против Южной Осетии и Абхазии, забуксовал уже на второй день. Как холодный душ на горячие головы пришла весть: на помощь 500 российским миротворцам, державшим жестокий натиск 12-тысячной грузинской бронированной армии, идут подразделения 58-й армии Северо-Кавказского округа и российские танки уже миновали Рокский тоннель.

Сразу вслед за этим в Тбилиси произошло событие, не отмеченное ни в одной из военных сводок. С тбилисского аэродрома взлетел американский военный самолет и взял курс на Штаты. На его борту находились сто американских военных советников и инструкторов. Они раньше грузинских стратегов поняли, что армия, которую столь долго и тщательно готовили к войне, эту войну проиграла.

Эта карта захвачена у грузинских штабных офицеров в ходе операции в Южной Осетии. Но изображена на ней Абхазия, которая должна была стать следующим объектом нападения, теперь уже грузинской группировки "Запад".

Операция планировалась под названием "Скала". В течение двух суток ударами вдоль Черноморского побережья и со стороны Кодорского ущелья грузины собирались полностью захватить Абхазию и выйти к Государственной границе России.

Все обозначения своих войск и ударов на карте сделаны по натовским стандартам синим цветом. Противник (российские миротворцы и абхазские военные) — красным цветом.

Нажмите, чтобы увеличить

Быстрее лани

Российская газета: Анатолий Алексеевич, какого рода трофеи оказались в руках наших военных?

Анатолий Ноговицын: Их много. Грузинская армия, бежавшая в панике, бросала все, что мешало бежать. Особенно много боеприпасов. С танков и других боевых машин снимали и выбрасывали боекомплекты, видимо, опасаясь, что они могут сдетонировать при огневом воздействии наших войск.

РГ: Что намерены делать с этими арсеналами?

Ноговицын: Боеприпасы уничтожаются на месте - нужно исключить возможность их расхищения. Так же поступаем и с подбитой техникой. Сложнее с тяжелыми бронемашинами, которых было брошено очень много. Только на военной базе под Гори оказалось 36 танков Т-72, еще пахнущих краской, - они прошли серьезную модернизацию на украинских заводах. Их оснастили новейшими системами связи и управления огнем. Такое впечатление, что Грузию ее натовские партнеры снабдили оружием сверх меры - у грузин даже не хватило на все танки подготовленных экипажей.

РГ: Исправные танки, наверное, нет смысла резать на металлолом?

Ноговицын: Трофейная техника пока выведена за пределы Южной Осетии, на территорию России. Что с нею делать дальше - будет принято отдельное решение. Мы намерены организовать специальный показ для журналистов образцов этой техники - пусть увидят своими глазами, кто и чем вооружал грузинских агрессоров.

РГ: То есть грузинская армия изначально готовилась не к защите, а к нападению на Южную Осетию и Абхазию?

Ноговицын: Об этом говорят многочисленные факты. Особую ценность представляют штабные документы, карты и видеоматериалы, раскрывающие весь ход подготовки агрессии. Одна штабная машина с такими секретными документами была захвачена нашими десантниками в Кодорском ущелье, а еще более пухлый штабной архив попал в руки российских солдат в Южной Осетии.

Шпионы из Израиля

РГ: А с чем еще предстоит разобраться?

Ноговицын: Со снимками, которые мы получили из аппаратуры сбитых над Южной Осетией шпионских самолетов-беспилотников. Между прочим, они израильского производства. У Грузии было как минимум восемь таких аппаратов. На них установлена очень качественная разведывательная аппаратура с высокой разрешающей способностью.

На снимках, сделанных днем и ночью в инфракрасном излучении, четко видны те объекты, по которым планировалось нанести удары. Причем это намеченные цели не только в Южной Осетии, но и в Абхазии. Аппаратура беспилотника сразу определяет координаты цели и позволяет передавать их в различные системы вооружения.

РГ: Что это были за цели?

Ноговицын: Под уничтожение были намечены городки миротворцев в Южной Осетии, железнодорожные мосты и узловые станции, морской порт в Сухуме, а также иные объекты.

РГ: О чем говорят трофейные документы?

Ноговицын: Из них видно, что операция по захвату территорий Южной Осетии и Абхазии тщательно готовилась на протяжении последних двух лет. В последние месяцы с господствующих высот вблизи столицы Южной Осетии грузинские военные вели координатную привязку своих батарей залпового огня к конкретным целям на территории Цхинвала. Особенно их интересовало расположение подразделений российских миротворцев. На картах подробно обозначены штаб, узел связи, парк боевых машин и автотехники, даже столовая и медсанчасть.

РГ: Не секрет, что первые удары агрессора были нанесены именно по нашим миротворцам...

Ноговицын: Нейтрализация действий российских миротворцев особо была выделена в планах агрессоров. По ним были нанесены четыре удара. Сначала на них обрушились снаряды систем залпового огня, затем их бомбила грузинская авиация. Прежде всего старались уничтожить средства связи, а также транспортные средства, чтобы отрезать штаб от постов и лишить возможности занять боевые позиции. Вслед за этим, с подходом к Цхинвалу войск агрессора, по нашим военнослужащим ударили минометы. И в завершение всего их в упор стали расстреливать танки. Тогда и погибли первые наши солдаты.

Обрушение "Скалы"

РГ: Трофейные карты дают представление об уровне подготовки агрессии?

Ноговицын: Все операции были расписаны по часам и должны были, по замыслам, завершиться достаточно быстро. К примеру, в Абхазии - в течение двух суток. А начальным этапом агрессии стала операция "Чистое поле", в ходе которой вся территория Южной Осетии должна была перейти под контроль грузинской армии. Следующая фаза этой авантюры - операция "Скала" уже на абхазской территории. Планировались наступления по трем направлениям, в том числе мощной группировки из Кодорского ущелья, а также морского десанта для взятия абхазской столицы. Конечная цель - выход на границу с Россией. На трофейном видеоролике этот победный момент обозначен водружением на линии границы на карте грузинского флага. Кстати, на трофейной карте четко обозначены те населенные пункты в Абхазии, которые должны были быть стерты с лица земли. Среди них и знаменитый курорт Гагры.

РГ: А что скрывалось под красивыми названием "Скала"?

Ноговицын: "Скалой", по грузин ским штабным документам, именовалась операция по захвату Абхазии. По плану удар хотели нанести с юга, вдоль Черноморского побережья и со стороны Кодорского ущелья.

Только благодаря мужеству и стойкости миротворцев, принявших первый удар, и своевременной помощи подразделений российской армии эти варварские планы были сорваны. Говорю - варварские без преувеличения, ведь по планам, например, Сухум грузинские агрессоры намеревались тоже сровнять с землей.

Борис Ямшанов, Владимир Богданов, Юрий Гаврилов

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе