Дипломатия утонувших канонерок

До тех пор пока «принуждение к миру» будет всего лишь названием операции одной страны или группы государств, создать эффективную международную систему обуздания угрожающих всему человечеству режимов не удастся.

Официальные инстанции в лице совместной комиссии из американцев, австралийцев, британцев, шведов и южнокорейцев признали, что южнокорейский корвет «Чхонан» был уничтожен северокорейской торпедой. На заявление Южной Кореи о том, что она примет «решительные ответные меры, КНДР ответила: «Поджигатели войны будут наказаны». Пхеньян имел в виду, разумеется, не себя, а тех, кто посмел погрозить ему пальчиком. И сделал это ввиду абсолютной уверенности в своей безнаказанности.


В самом деле, а как его наказывать? Блокировать поставки продовольствия? Можно быть абсолютно уверенными в том, что лица, принимавшие хулиганское решение, нимало не пострадают, а северные корейцы, мрущие с голода, для режима представляют только расходный материал. А других способов и нет.

Сколько бы руководству Северной Корее ни пеняли — даже не на преступления против собственного народа, а на государственный терроризм наподобие торпедирования чужих кораблей, — ему все будет как с гуся вода. Поскольку международное сообщество по факту согласно с тем, что подобное поведение является издержкой сохранения так называемой стабильности.

Один автолюбитель рассказывал случай, по сути, верно отражающий, с какими чувствами международное сообщество относится к подобному поведению. К остановившейся в пробке машине вначале подбегают бойкие мальчики с предложением помыть стекла. Добрый водитель соглашается и вознаграждает их за ненужный ему труд. А затем к автомобилю подходит крепкий молодой человек с грязнущей тряпкой: «Слышь, дай сто рублей, а то замажу».

Водитель в первом случае проявил снисходительность и лень, а во втором был вынужден проявить уже полное свое бессилие. Такое же бессилие проявляет и международное сообщество, но только в первоисточнике тут лежат не только снисходительность и лень, но и корыстные игры между государствами, не желающими ни допустить чьего-либо превосходства на мировой шахматной доске, ни отвлечься от этих игр и приступить к обустройству глобального миропорядка.

Конечно, проблема южнокорейского корвета — это проблема Южной Кореи. Но проблема вот такого поведения всенародно любимых товарищей, будь они людьми, исповедующими идеи чучхе, или недомессиями, несущими в мир идеалы исламской революции, или вольными сомалийскими пиратами, не решаема в принципе. Для быстрого и успешного купирования этой проблемы нужен ни много ни мало всемирный жандарм.

Наличные силы единственного имеющегося в распоряжении человечества транснационального шерифа (США) глубоко подорваны непосильностью возложенных на него недалекими начальниками задач, а его репутация такова, что многие предпочитают наведению им порядка анархию и бандитизм.

Его усилия в Косово, Ираке или Афганистане глубоко противоречат международному праву, ну так он и пытается решать свои задачи, игнорируя его и опираясь только лишь на собственные силы и авторитет «столпа сообщества», заработанный еще во время противостояния с коммунистической угрозой. А душеспасительные беседы его оппонентов о многополярности не заходят дальше констатации очевидного: США до тех пор, пока им это позволяет военно-экономический потенциал, в отсутствие действенного международного арбитража, подкрепленного механизмом принуждения, и дальше будут действовать по обстоятельствам — в том виде, в котором они эти обстоятельства воспринимают.

С нынешним северокорейским кризисом, как и с многочисленными другими кризисами в этой сфере, можно поступать двумя способами — всецело оттягивать их решение, обеспечивая сравнительное спокойствие на сегодня и большие неприятности в будущем, либо пытаясь создать международную систему принуждения — то есть сделать шаг к формированию мирового правительства. Ну кто ж на это пойдет, не будучи уверен в том, что получит там контрольный пакет? И до тех пор, пока «принуждение к миру» будет всего лишь названием операции одной страны или группы государств, будь то случай Косово или Грузии, даже наметить такую систему не получится. А это означает, что и в дальнейшем КНДР будет только смеяться над пытающимися ее утихомирить, сомалийский бизнес будет процветать, иранские усилия увенчаются успехом и так далее — потому что такие примеры очень заразительны.

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе