Боевики эпохи возрождения

Реальное положение дел на Северном Кавказе по-прежнему отличается от декларируемого

На днях спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по проблеме обеспечения прав человека на Северном Кавказе Дик Марти посетил Чечню и встретился там с президентом Рамзаном Кадыровым. Президент Кадыров сообщил г-ну Марти, что те, кто убил в прошлом году правозащитниц Наталью Эстемирову и Зарему Сайдулаеву, «рассчитывали дестабилизировать ситуацию в регионе и представить его в негативном свете». «Я уверен, что эти преступления будут раскрыты, виновные установлены и привлечены к ответственности. В этом меня заверили представители компетентных органов. Эти убийства совершены для того, чтобы создать мнение в обществе, что в республике еще далеко до порядка, что здесь убивают и похищают людей. Это дело рук международных террористов или тех, кто их поддерживает. Например, недавно уничтоженный в Чеченской Республике Абу-Халед был связан с «Аль-Каидой».

Таким образом, президент Чечни, на которого прошлогодние убийства правозащитников определенно бросили тень хотя бы в связи с тем, что он сам несколько раз диаметрально поменял свою оценку случившегося, а также использовал в диалоге с европейским гостем тот же прием, каким постоянно пользовались официальные российские власти с тех пор как вторая война на Северном Кавказе была объявлена частью глобальной борьбы с терроризмом. Напоминание о том, что на Северном Кавказе находится один из театров «глобального джихада», возможно, и было нелишним, однако контекст убийства правозащитников выбран для такой увязки не слишком удачно.


Члены европейской делегации, без сомнения, знают о впечатлении, которое буквально месяц назад произвел на участников побывавшей в Чечне группы депутатов британского парламента уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев, который сказал им, что правозащитный центр «Мемориал» буквально «нажился» на смерти коллег, расследования обстоятельств которой требует. Непрямую цитату из высказывания г-на Нухажиева участница британской делегации, член палаты лордов Великобритании, привела в интервью радио «Эхо Москвы», указав, что слышала эти слова от чеченского омбудсмена, затруднившись, однако, воспроизвести его имя и фамилию.

Рамзан Кадыров постарался обратить внимание гостей на действительно впечатляющие результаты чеченского восстановления. «Позитивные изменения вы можете наблюдать всюду. Мы работаем сразу надо всем: боремся с терроризмом, решаем социальные вопросы, делаем все для улучшения благосостояния населения. В республике развиваются экономика, культура, спорт. Мы открыты для обсуждения любых проблем. У нас нет закрытых тем. Вы можете задавать любые вопросы».

Затем президент Чечни совершил небольшой экскурс в историю. В духе официальной кремлевской версии он сообщил Дику Марти, что чеченская война была «войной против суверенной России»: «Здесь орудовали агенты западных спецслужб. В 90-е годы всесильным человеком в России был Березовский. Это при его прямой и косвенной поддержке Северный Кавказ наводнили агенты западных спецслужб. Да, действительно, здесь похищали людей с целью получения выкупа, нагнетания атмосферы страха. Под видом выкупа финансировали боевиков, платили им миллионы долларов». Рамзан Кадыров также выразил готовность назвать фамилии конкретных российских генералов, которые участвовали в похищениях людей.

Как обычно принято в таких поездках, Дик Марти предпочел не вступать в полемику прямо на месте, хотя наверняка заинтересовался данными о причастности федерального генералитета к нарушению гуманитарных норм. «Мы здесь как члены общеевропейской семьи, а не как судьи, -- сказал г-н Марти. -- Народы Европы следили за тем, что происходило и происходит в вашей республике. Тема нашего визита -- соблюдение прав человека в Чеченской Республике, ведь будущее людей основано как на инфраструктуре, так и на правосудии. Хочу сделать вам комплимент за те позитивные изменения в республике, свидетелями которых мы стали. Я впервые на Северном Кавказе. Здесь необыкновенно гостеприимный народ, благословенная земля. Здесь есть все для того, чтобы жить в мире и согласии».

Сопровождавший г-на Марти заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий напомнил, как в 2000--2001 годах.Чечня «была республикой-призраком». «Тысячи людей находились в лагерях беженцев, не хватало еды, воды, не было элементарных условий для жизни. Нужно отметить, что Чеченская Республика быстрее всех в Европе преодолела эти проблемы, -- сказал депутат, как будто уверенный, что буквально все в Европе в начале 2000-х годов сидели в лагерях беженцев без еды и воды. -- Сегодня здесь самые высокие темпы строительства на всем юге России: возводятся социальные объекты, школы, больницы, жилые дома, стадионы, дома культуры, музеи. Преступность почти на нулевом уровне. Конечно, есть и проблемы. Ведь после военных действий остался колоссальный объем работ. Но мы хотим показать вам, что Чеченская Республика является цветущим регионом Северного Кавказа».

Тем временем пропагандистский пыл президента Чечни, который, напомним, не так давно призвал ограничить число находящихся в республике прикомандированных милиционеров из других регионов РФ и полностью доверить обеспечение правопорядка чеченской милиции, невольно охладил главнокомандующий внутренних войск МВД России, генерал армии Николай Рогожкин. По его данным, в Чечне, Ингушетии и Дагестане все еще действуют около 500 боевиков.

С одной стороны, генерал уверен, что Северный Кавказ «никогда не станет принадлежать им». С другой стороны, это пока еще достаточная масса, чтобы, к примеру, испытывать в боевых условиях беспилотные самолеты-разведчики, которые едва ли могут считаться штатными средствами милицейской охраны правопорядка.

Самое же прискорбное состоит в том, что, если верить оценкам генерала Рогожкина, число боевиков на Северном Кавказе не только не снижается, но даже, наоборот, растет. Трудно сделать иной вывод, если сопоставить высказывания самого г-на Рогожкина, сделанные им в декабре 2007 года, когда он сообщил, что в республиках Северного Кавказа от 500 до 700 боевиков, которые перемещаются из одного региона в другой, и в марте 2008 года, когда он назвал цифру в 400--500 человек. Кроме того, в январе 2009 года тогдашний заместитель министра внутренних дел Аркадий Еделев, ответственный за борьбу с террористами на Кавказе, насчитал 500 боевиков на территории Чечни и 120 на территории Ингушетии.

Годом позже, в январе 2010 года, Рамзан Кадыров в очередной раз привел вдесятеро более скромную цифру: по его словам, в Чечне осталось 50--60 боевиков. Но в пятницу генерал Рогожкин по сути опроверг эти слова чеченского президента, сообщив, что только в 2009 году и только силами внутренних войск было уничтожено 200 боевиков и 600 задержано. Таким образом, если считать правдой данные самого же Николая Рогожкина за 2007 и 2008 годы, получается, что силы подполья пополняются быстрее, чем боевиков убивают и задерживают правоохранители.

Если это так, ликвидация эмира Кабардино-Балкарии Анзора Астемирова, подтвержденная силовиками в конце минувшей недели по отпечаткам пальцев, едва ли может считаться полновесной победой, как и упомянутое Рамзаном Кадыровым уничтожение арабского командира Абу-Халеда, и недавняя ликвидация идеолога боевиков Саида Бурятского. К слову, Анзор Астемиров, один из организаторов налета боевиков на Нальчик осенью 2005 года, также играл значительную роль в «идеологическом обеспечении» подполья и, по некоторым данным, поддерживал вполне реальные контакты с командованием «Аль-Каиды».

Эта серия успехов российских правоохранительных структур не может не впечатлить. На фоне создания новой управленческой структуры Северо-Кавказского федерального округа она может даже показаться явным свидетельством того, что силовики «взялись за дело». И на этот раз демонстрируют готовность во всем поддержать гражданскую власть нового президентского полпреда, вице-премьера Александра Хлопонина, публично наделенного главным образом экономическими, а не силовыми полномочиями. Но в случае если качество подполья уже переросло в количество, эти успехи в значительной мере останутся лишь пропагандистскими: для развитой сети боевиков ликвидация отдельных важных узлов, к сожалению, не означает терминальных последствий.

Между тем незадолго до ликвидации Анзора Астемирова самопровозглашенный эмир Северного Кавказа Доку Умаров сообщил, что численность моджахедов составляет «и 10, и 20, и 30 тысяч», и подтвердил намерение освободить от «российской оккупации» не только республики Северного Кавказа, но и Краснодарский край. Генерал армии Николай Рогожкин, впрочем, успокоил общественность: «Масштабных вылазок боевиков я не могу предсказать: возможностей на это у бандитов нет». Зачисток и облав генерал тоже не обещал -- по его словам, оперативная работа ведется «ювелирно и точечно». 

Иван СУХОВ

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе