Список открывает временная шкала Timeline в профилях пользователей — она позволяет посмотреть записи человека за определенное время, далее новый блок Ticker, который показывает недавние действия друзей, их «лайки» и комментарии. Кроме того, придуманы дополнительные кнопки для сторонних сайтов (например, пользователь сможет отмечать понравившиеся вещи или товары значком «я хочу», а не «лайком»), интернет-приложения Social apps, рассказывающие в Facebook о том, что пользователь находится на сайтах партнеров социальной сети, и, наконец, возможность читать в ленте обновления пользователей, не состоящих у тебя в друзьях, — так называемые «подписки».
Не дать уйти
Большинство этих изменений не добавляет на сайт новой информации, а лишь по-новому представляет уже имеющуюся. Но за ними прослеживается масштабная стратегия, призванная изменить схему использования сайта. В последнее время рост Facebook замедлился по простой причине: он охватил почти всю потенциальную аудиторию (кроме таких регионов, как Россия, где сильны местные игроки). Что делать, если новых пользователей не найти? Добиться, чтобы старые приносили больше денег: сидели на сайте дольше и видели больше рекламных объявлений. Чем их удержать? Тем, за чем они и приходят в соцсеть: информацией о жизни друзей. Как это сделать, если друзей не заставить писать о себе чаще? Сайт может сам делать это за них.
Timeline позволяет при отсутствии новых записей ностальгировать, перечитывая старые. Ticker предлагает пользователю читать не только то, что друзья пишут всему миру или лично ему, но и то, что они сообщают другим людям. Разнообразные кнопки минимизируют усилие, нужное пользователю для создания контента: он нажал всего одну кнопку «я хочу», а его друзья, глядя на запись в Facebook «Вася хочет Xbox 360», уже вспоминают, когда у него день рождения. Social apps и вовсе упраздняют необходимость в каком-либо усилии: пользователь один раз разрешает музыкальному приложению Spotify писать от его имени в Facebook и дальше просто слушает музыку, а оно само сообщает его друзьям через Ticker новости вида «Вася сейчас слушает Muse». Наконец, подписки добавляют возможность читать не только своих друзей, но и известных пользователей, с которыми хотелось бы подружиться.
Если изначально в соцсетях присутствовал баланс «сколько отдаешь, столько и получаешь» (пользователь сам пишет, фотографирует, зовет на встречи и изучает, как его друзья делают то же самое), то Facebook теперь переходит на другую модель: пользователю необходимо делать как можно меньше, а интересного контента при этом получать как можно больше.
Не лайк
Понравятся ли пользователям нововведения — сказать пока трудно. Прежде всего, введенный сейчас Facebook дополнительный контент попросту не такой интересный, как основной. Social apps выдают ряд стандартных сообщений «Вася делает то-то», что заметно уступает в привлекательности живой речи, а для многих и вовсе выглядит дополнительным информационным шумом — уже давно Facebook упрекают в том, что невозможно отключить сообщения о том, кто кого добавил в друзья. В Ticker пользователь видит чужие диалоги, зачастую не зная их контекста: закоренелым сплетницам, вероятно, будет любопытно, но для большинства людей собственные разговоры куда важнее чужих. Timeline, конечно, найдет своих поклонников, но все же основной режим существования соцсети — это «здесь и сейчас», и архивные материалы станут лишь дополнением, но никак не новым центром активности.
Второе возражение — громоздкость интерфейса. Желая предоставить как можно больше возможностей, Facebook превращается в неуклюжий и сложный «комбайн». Если учесть, что с самого начала его интерфейс не отличался интуитивностью, теперь многие будут путаться (кнопку «разрешить подписку на мои обновления» с ходу не удается найти даже ветеранам соцсетей), а новички попросту пугаться. Возможно, делая Ticker стремительной лентой из коротких сообщений, в Facebook надеялись переманить часть «твиттерян», но на практике получится скорее наоборот: увидев, что в дополнение к куче имевшихся блоков появился еще один, некоторые пользователи пойдут в Twitter, где все гораздо лаконичнее и яснее. Многие уже проводят параллели с сетью MySpace, когда-то самой популярной в мире, а затем ставшей никому не нужной: во многом ее проблемы были связаны именно с кошмарной навигацией.
Третий спорный момент — приватность информации. Одно дело — сознательно написать всем «Я напился», и совсем другое — когда сообщить об этом всем подряд не собирался, но об этом все равно узнают. Timeline дает удобный доступ к старым записям, а зачастую человек, гордо писавший в студенчестве «Я напился», через три года уже совсем не хочет, чтобы о его былых подвигах узнали коллеги, симпатичная соседка и внезапно появившаяся на Facebook бабушка. Похожая ситуация с Ticker: оставленное в комментариях к чьей-то публичной записи «Я напился» и раньше теоретически мог увидеть кто угодно, но теперь шансы опозориться перед важными знакомыми резко возрастают. Еще сильнее это проявляется в приложениях, самостоятельно сообщающих, что ты слушаешь, смотришь, где бегаешь и что ешь. Разумеется, со всем этим можно бороться (например, скрывая старые компрометирующие записи из Timeline), но мороки много: захочет ли человек, стесняющийся своей симпатии к песням Джастина Бибера, каждый раз перед их прослушиванием отзывать у музыкального приложения права на постинг? Как показывает опыт, вопросы приватности не останавливают рост популярности соцсетей, но подпортить настроение части аудитории они способны.
Трифонов Евгений
The New Times