Церковь Интернета Нерукотворного

Автор вынужден предупредить: данный текст может показаться читателям спорным и даже возмутительным. Однако автор считает, что нет смысла высказывать мнение, с которым и так все согласны, – нужно высказывать мнение, способное вызвать неоднозначную реакцию.

Тема цензуры и свободы слова в Интернете, наверное, не устареет ещё долго и будет подниматься ещё не раз. И, вероятно, ещё не раз в связи с этим будет вспоминаться «Декларация независимости киберпространства», написанная в далёком 1996 году Джоном Перри Барлоу. Лично я каждый раз, когда сталкиваюсь с упоминанием этой декларации, испытываю странное ощущение...

Представьте себе, что в начале XX века Генри Форд вместо автомобилей начал выпускать личные самолёты, настолько же доступные, насколько доступны были его автомобили в реальной истории. И у множества людей, оказавшихся владельцами собственных самолётов, захватило дух: перед ними открылся целый мир, над которым они могли бы парить в небе, самим выбирая, куда им лететь. Они могли взлететь в Детройте, а приземлиться в Нью-Йорке или любом другом городе, и никто не смог бы их остановить (кроме зенитной артиллерии, но разве стала бы она палить по мирным гражданам?).

Но затем проходят годы, самолётов в частных руках становится всё больше, и они начинают всё чаще попадать в аварии. Самолётовладельцы приземляются в неположенных местах, молодые пилоты ради забавы выбрасывают за борт наполненные водой презервативы или даже менее безопасные вещи, наземные войска мировых государств принимают пилотов за шпионов, а некоторых из самолётовладельцев действительно вербуют разведывательные службы. Правительства стран мира начинают вводить ПВД – правила воздушного движения – и обязывать самолётовладельцев приземляться только в специально оборудованных местах, создают воздушную полицию и так далее.

Владельцы самолётов, выросшие в благословенные времена свободного неба, начинают возмущаться таким посягательством на их свободу. И они публикуют «Декларацию независимости неба», в которой объявляют небо свободным пространством, не подвластным законам земных правительств.

На самом деле, «Декларация» Джона Барлоу (с её текстом можно ознакомиться, например, здесь) сама по себе не то чтобы плоха. Вот только её автор видел «старый мир», от которого он отрекался и чей прах он отряхал со своих ног, царством тирании, а Киберпространство – царством свободы и разума. Не буду касаться тирании старого мира, а что же до свободы нового, то Джон Барлоу писал:

«Мы творим мир, где кто угодно и где угодно может высказывать свои мнения, какими бы экстравагантными они ни были, не испытывая страха, что его или ее принудят к молчанию или согласию с мнением большинства».

Как давний пользователь Интернета, со всей ответственностью заявляю, что данное высказывание автора «Декларации» не выдержало проверки временем. Взять хоть близкую всем читателям политическую тему – каждый сможет найти место, где даже за нейтральное (не говоря уже о положительном) высказывание о Путине, «Партии жуликов и воров» и России в целом автора обзовут множеством обидных имён. Кстати, весьма забавно выглядит ситуация, когда за свободу слова в Интернете выступает Википедия, обыкновение администраторов которой убирать из статей любые неугодные им мнения давно стало притчей во языцех.

Что же касается разума, то о нём Джон Барлоу писал вот что:

«Мы сотворим в Киберпространстве цивилизацию Сознания. Пусть она будет более человечной и честной, чем мир, который создали до того ваши правительства».

С тех пор, как были написаны эти слова, прошло почти два десятка лет. И с тех пор в качестве незыблемых законов киберпространства рядом с «Декларацией независимости» встали, например, так называемые «Правила интернетов». Желающие могут поискать их во всемирной паутине, но среди них есть такое, как, например, «Правило 34», едва ли не более известное, чем все остальные. В переводе с интернет-новояза на простой человеческий язык оно звучит примерно так: «Если что-то существует, то про это есть порнография. Если её нет, то её скоро сделают».

Или, например, как вам понравится вот такой «манифест»?

[...] « это место, где люди могут побыть чудовищами — ужасными, бесчувственными, безразличными чудовищами, которыми они на самом деле и являются. Захватили школу в Беслане, а мы смеемся. Подростки подожгли сверстника за отказ дать денег, а мы смеемся. Три школьницы прыгнули с крыши 16-этажного дома, взявшись за руки, а мы смеемся и просим еще. Самоубийства, убийства, геноцид — мы смеемся. Расизм, сексизм, дискриминация, ксенофобия, изнасилования, беспричинная ненависть — мы смеемся. Василевский убил своих родителей — мы смеемся. Мы бездушно подпишемся под чем угодно, наши предпочтения не основаны на здравом смысле, бесцельные споры — наша стихия, мы — истинное лицо интернета».

Впрочем, возможно, автор в далёком 1996 году предвидел появление таких манифестов, но считал их неизбежным злом. Он писал:

«В нашем мире все чувства и высказывания, от низменных до ангелических, являются частями единого целого – глобального разговора в битах. Мы не можем отделить воздух, который удушает, от воздуха, по которому бьют крылья».

Не знаю, как для других, а для меня это звучит скорее как признание в собственном бессилии взять под контроль некое явление, чем в отсутствии необходимости его контролировать. Не можете «отделить воздух, который удушает, от воздуха, по которому бьют крылья» – подвиньтесь и уступите место людям, которые могут. Примерно так же жители какой-нибудь дальней планеты, уже изобретшие демократию, но лишь недавно научившиеся говорить, могли бы выступать за право говорить что угодно, в том числе оскорблять друг друга. Свобода слова – замечательная вещь, но не тогда, когда она превращается в свободу безнаказанно оскорблять или заведомо лгать. А интернет полон как оскорблений, так и заведомой лжи.

Ну и ещё один аспект «Декларации» (эти две цитаты взяты из разных её мест):

«Киберпространство является делом естества и растет само посредством наших совокупных действий».

«Для глобальной передачи мысли ваши заводы больше не требуются».

Разве для «глобальной передачи мыслей» не требуются километры кабелей, множество серверов и армии людей, обслуживающих эту инфраструктуру? Разве Интернет существует сам по себе, растворённый в воздухе? Разве для общения людей в сети не нужны провайдеры и хостеры, программное обеспечение и производители этого программного обеспечения? Даже если государства не будут контролировать поток информации, это будут делать владельцы интернет-сервисов. И если им будет это выгодно, у них, в полном соответствии со словами Маркса, не будет никаких причин этого не делать. И они уже это делают – например, владельцы поисковых служб легко могут сделать любой неугодный им ресурс невидимым для их пользователей.

«Вы испытываете ужас перед собственными детьми, потому что они чувствуют себя как дома в мире, в котором вы всегда будете иммигрантами». Автору «Декларации» тогда было уже 49 лет, и тогдашний президент США Билл Клинтон, подписывавший «Акт о Реформе Телекоммуникаций», после которого Барлоу и написал «Декларацию независимости Киберпространства», был всего на год старше него. Но, тем не менее, он употребил слово «дети». Что ж, сравнение действительно хорошее. Борцы за свободу киберпространства иногда напоминают детей, играющих на стройке. Они играют и веселятся, а рабочие постепенно, день за днём строят дом, но дети думают, что дом строится сам собой. А потом рабочие устанавливают двери и врезают в них замки, и дети возмущены тем, что им мешают играть. И рабочие не могут им ответить, что дом строился вовсе не для того, чтобы в нём играли дети, потому что за время строительства они сами привыкли к виду играющих детей.

Но замки – это ещё цветочки. Рано или поздно на входную дверь повесят домофон, и тогда детям придётся решать: или идти играть в другое место, или вселяться в квартиры как жильцы.

Андрей Фроленков

Родился в 1986 году в г. Силламяэ, Эстония. Учащийся отделения русской и славянской филологии Тартуского Университета, кафедра русского литературоведения.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе