СЕТЬ В СЕТИ

Google и Facebook завлекают пользователей под свое крыло. Назначение их новых сервисов - сделать так, чтобы без остальных ресурсов Сети можно было обойтись. Кто окажется искуснее в обольщении клиентов, тот больше на них и заработает.

Несколько дней ин-тернет-сообщест-во готовилось к новой войне, к впечатляющей дуэли гигантов. Facebook, поговаривали посвященные, в своей партии с Google вот-вот выло-жит козырь: собственный поч-товый сервис. По сенсаци-онности это сравнимо разве что с новостью, что в ско-ром времени Opel попытается потеснить Volkswagen, предложив вниманию покупателей автомобили... с пе-редачей заднего хода.

Человек, не искушенный в цифровых изысках, действительно, может задаться вопросом: неужто в электронной почте сегодня есть что-то новое?

Но вот 15 ноября, в понедельник, состоялась пресс-конференция. Можно вздо-хнуть спокойно: догадки ока-зались ошибочными. На элек-тронную почту Facebook раз-мениваться не будет - ставки выше. Основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг предложил сервис под названием Messages - "Сообщения", объединяющий все цифровые каналы коммуникации в рамках социальной сети.

Никому не придется ломать голову, как обратиться к своим интернет-знакомым: пригласить в чат? Послать SMS? Или отдать предпочтение электронной почте, успевшей стать старомодной? Благодаря новому про-граммному обеспечению все каналы будут интегрированы друг с другом.

Не прошло и двух дней, как соседняя цифровая империя нанесла ответный удар. Google не разучился делать сюрпризы: отныне поиско-вый концерн займется и мо-дой. Новый сервис представ-лен по адресу www.boutiques.com. Там можно обзавестись ниспадающими шикарной волной брюками саруэл от Джефферсона Кулига илидаже приобрести целую кол-лекцию незаурядной одежды, подобранную лучшими из модных блогеров.

Любительниц занять свободное время шопингом (мо-да для мужчин пока не пред-ставлена) только в обувном или шляпном "отделах" ждет выбор из тысяч моделей, ко-торые можно всячески сортировать - например, по принадлежности к стилям "готическая романтика" или "богемная цыганка". Колос-сальный ассортимент хоро-шо структурирован и (Face-book, не спать!) даже обогащен социальными функциями: посетители могут ос-тавлять комментарии с оцен-ками, сообщать друзьям о находках и создавать собственные "бутики".

До сих пор считалось, что типовой программист Google отдает дань моде, лишь надевая с утра ту футболку, ко-торая оказалась верхней в стопке. Интервенция "цифроежек" в царство туфель-лодочек и расшитых карманчиков со всей очевидностью демонстрирует: нет такой сферы человеческих потребностей, которой бы не угрожало включение в сферу интересов веб-гигантов.

Facebook и Google хотят, чтобы без них пользователи не мыслили своего существования. И все больше вторгаются в жизненный мир последних. Google уже предлагает почти весь джен-тльменский набор - от бес-платной навигации до офис-ного ПО.

В США уже даже доверя-ют администрирование сво-их персональных медицин-ских данных сервису Google Health, пользуются интер-нет-телефоном Google Voice. Не хватает лишь, чтобы в один прекрасный день появилась служба знакомств (Google Match) или круглосуточная музыкальная станция.

Впрочем, и это не за горами: с лета не смолкают слухи о скором запуске нового сервиса Google Music, который опять-таки станет покушением на iTunes, музыкальный магазин от Apple.

Соперники расставляют се-ти с такой приятностью для того, чтобы публика - насколько это возможно - по-забыла про остальной Интернет.

В последнее время в этом все больше преуспевает Face-book: средняя продолжитель-ность пользования его сервисами стремительно растет.

Сетевые стратеги называют это "садом за каменной оградой". На деле интернет-площадки больше напоминают лужайку: пользователи могут пастись, сколько душе угодно, за что их регулярно доят. Электроника регистрирует каждый их шаг. Рекламщики хорошо платят за информацию, получаемую в результате беспривязного содержания юзеров.

Концепция "сеть в сети" не нова. В рамках заявленного коммуникационного серви-са Facebook собрал практи-чески все, что на пороге третьего тысячелетия уже входило в арсенал тогдашнего интернет-гиганта AOL.

Вниманию любопытствующих предлагались самые различные простые сервисы (сегодня их назвали бы приложениями), для пользования которыми достаточно было одного щелчка мыши: развлечения, новос-ти, чат. Даже новички могли без проблем наслаждаться динамичным средством коммуникации.

Какое-то время компания AOL была крупнейшим иг-роком в интернет-простран-стве. Ее популярность пошла на спад, когда публика поняла: за оградой, на диких просторах Сети, жизнь интереснее. Сегодня от AOL ос-тался унылый портал ссылок с бесплатным рекламным приложением.

Неужто похожая судьба гро-зит и Facebook? И толпы поль-зователей, заботливо ограж-денные от внешнего интер-нет-мира, покинут насижен-ные места, как только их поманит следующий крупный проект?

Ясно одно: Facebook даже в период своего процветания несет в себе нечто анахроничное, устаревшее. Чтобы насладиться обществом друзей, находясь в Сети, нужно вводить некий особый адрес - разве это не странно?

Рано или поздно об этом будут вспоминать с улыбкой, как сейчас об эпохе, когда приходилось прижимать к телефонной трубке хрипящий "акустический модем", чтобы отправить электронное письмо, находясь в пути.

Естественно, люди хотят, чтобы их друзья были в пределах досягаемости ве-зде, где бы они сами ни находились. Чтобы и переброситься словечком, читая новости или просматривая видеоролики, и поинтересоваться, насколько хорош сансер в таком-то винном магазинчике. А на портале отзывов об отелях увидеть, что рекомендуют пользователи из собственного круга общения.

Для этого Интернет сам должен обладать социальной инфраструктурой, которая "знает", с кем общается пользователь. Тогда люди из одного круга смогут "собраться" где угодно, и никому для этого не понадобится специально логиниться на Facebook. Или понадобится?

Идея создателей Facebook гениальна: не дожидаясь та-кого поворота, они предла-гают соответствующую инф-раструктуру самостоятельно. С тем, как это работа-ет, отчасти можно ознакомиться уже сегодня: всем же-лающим предлагается "встро-ить" отдельные функции Facebook в свои веб-ресур-сы, тем самым превращая их в часть социального Интернета.

Примером может служить кнопка "Мне нравится". Оп-ция, появившаяся не далее как в апреле, успела "расползтись" по сотням тысяч интернет-адресов. Участни-ки Facebook одним щелчком мыши сообщают знако-мым о том, что им понравилось и показалось заслуживающим внимания, будьто комментарий политичес-кого характера, чья-то фоторабота или информация о распродаже газонокосилок.

Можно посмотреть, кто из друзей уже порекомендовалсоответствующий ресурс. До-вольны все: владельцы стра-ничек надеются, что цифро-вое "сарафанное радио" обес-печит приток посетителей. А в Facebook рассчитывают, что теперь участники социальной сети будут оставаться в поле зрения концерна, где бы они ни находились.

И тогда Facebook станет организующим центром все-го Интернета. Пользователь сможет делать, что заблагорассудится, а все ниточки его социальной жизни будут сходиться в одной точке - в социальной сети. Даже если он никогда в жизни больше не зайдет на Facebook.com, в компании всегда будут в курсе его занятий.

В таком случае будет не важ-но, сохранится ли "домашняя страничка" Facebook в будущем или нет. В отличие от AOL, к жизни после жизни здесь подготовились хорошо.

Идея социальной сети про-низывает собой само основание Интернета, как грибница лесную почву. Сколько грибы ни собирай, они вырастут где-то в другом месте.

Что еще может угрожать благополучию компании, так это фривольное обращение с данными пользователей. Новый сервис электронных сообщений уже сопряжен с немалым риском: Face-book обещает бессрочно хра-нить всю историю интер-нет-общения. Удалять сведения, мягко говоря, проблематично.

Но захотят ли пользователи доверить всю свою подноготную - бесчисленные диалоги за годы и целые десятилетия - непредсказуемому интернет-ресурсу?

Уже поговаривают, что в ско-ром времени Facebook предложит и собственный телефонный сервис. По сути, это логичный шаг. Но, вероятно, тогда уж точно появится по-вод для беспокойства. Не получится ли, что в один прекрасный момент интернет-пользователи и вовсе лишатся возможности покинуть Facebook?

Когда половина Интернета окажется зависимой от "знаний" концерна о нашей социальной жизни, задаваться таким вопросом будет, пожалуй, поздно.

Манфред Дворжак

Перевод: Владимир Широков


Профиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе