Прогнозы-2012 Юрий Синодов про будущее интернета

«Афиша» попросила экспертов в разных областях — от кино и музыки до урбанистики и общественной политики — составить десятки точных или фантастических прогнозов о том, что нас ждет в 2012 году. В этом выпуске главный редактор сайта Roem.ru говорит о возможных переменах в русском интернете.

1. Лицом отрасли станут «реальные сервисы» (госуслуги, торговля) и кино. «Реальные» — потому что в них есть деньги, и они делают полезным в практическом плане существование интернета. Мы воротим нос от кривого сайта РЖД и фыркаем из-за неудобной навигации на нем, забывая о том, что несколько лет назад без похода в кассу невозможно было в принципе сесть на поезд. Сейчас почти каждый десятый билет на поезд оформляется через сайт РЖД — это очень много.


Кино растет из-за того, что в интернет приходят люди старших поколений, которые воспринимают его как телевизор с большим числом каналов, практически без рекламы. Показательный пример — рассказ моего инструктора по вождению, дяденьки лет семидесяти, о том, что кино он смотрит только в «Вконтакте». Появились и хорошие отдельные проекты вроде Ivi.ru и Now.ru, хотя до русского Netflix, конечно, еще далековато. А ценовая политика платных сервисов ничего, кроме изумления, не вызывает — тут есть куда меняться.

2. Будущее соцсетей в тумане. Сейчас они берут на себя функции и развлечения, и связи, и фотовидеохостингов. Это, конечно, хорошо, но очень уж похоже на эйфорию вокруг порталов десятилетней давности, когда казалось, что для успеха в интернете достаточно, чтобы у тебя на сайте было все: новости, поиск, каталог и так далее. Но оказалось, что модель «все в одном месте» работает не всегда. Возникают отдельные сервисы, заменяющие портальные, которые часто обставляют их по аудитории. Социальные фичи внедряют у себя Google и Microsoft. Если еще добавить поиск соцсетям, мы все эти проекты даже отличить друга от друга не сможем.

3. Наибольших сюрпризов можно ждать от телевидения, которое сейчас не ругает только ленивый. Внезапно окажется, что обычному человеку интернет через компьютер не нужен, а интернет в телевизоре для развлечения вполне подходит, и управлять им легко с телевизионного пульта. А уж видеоконтента у телеканалов столько, что даже «Вконтакте» может позавидовать. При этом телевизор, в отличие от компьютера, полностью находится под управлением его создателей — что они захотят сделать, то и будет. Уверен, что мы в ближайшее десятилетие увидим по ящику всплывающие перед футболом баннеры «Хочешь пиццу и пива к матчу? Нажми ОК!». И все — пицца уже в пути, а деньги списаны, так как свой адрес и данные кредитной карты зритель вбил заранее. Всего-то нужно, чтобы антенный кабель поменялся на ethernet-шнур и у телевидения появилась нормальная обратная связь. На кабельных телеканалах это сделать куда проще — там и будет прорыв.

4. Самое скверное в российском интернете — это люди. Несмотря на все возможности, которые дает интернет, он не меняет природу людей. Которые в большинстве не склонны задумываться о сверхцели своего труда. Пришел на работу к девяти, отработал до 17 часов, пошел домой. Сделал все, как положено по инструкции. То, что инструкция была написана в 1998 году и с тех пор много чего поменялось, мало кого волнует. Таких людей можно понять: жизнь у нас не очень легкая, тратить время на самообразование и освоение новых технологий не очень хочется. Поэтому я надеюсь на поколение тех, кто с интернетом вырос и сможет поменять сложившееся в компаниях и государственных институтах отношение к его использованию. Такие люди сейчас уже пошли на работу, еще 5-10 лет они будут подниматься по карьерной лестнице — столько времени нам и придется ждать коренных изменений.

5. Число пользователей интернета будет расти исключительно за счет старшего поколения. Молодежь уже вся там, и ее мало: мы расхлебываем последствия демографических кризисов. Боюсь, в связи с этим мы столкнемся с ростом мошенничества. Люди старшего возраста в интернете часто ведут себя достаточно наивно. Если кого-то развели на платное SMS-сообщение в несколько сотен рублей, то это еще мелочи. А вот если кто-то собрал денег с граждан под личиной какого-то интернет-магазина, это уже серьезный ущерб, интересный правоохранительным органам. Соответственно, интерес к интернет-жуликам со стороны полиции вырастет.

6. Смерть десктопного софта не за горами. Если раньше переезд с компьютера на компьютер был занятием на все выходные, так как надо было составить список переносимого софта и данных и все аккуратно перенести, то сейчас на новый компьютер практически ничего устанавливать не надо. Ну любимый браузер. Пару программ в зависимости от рода занятий. Все. Скопировал еще файловый архив (если не хранишь его в облаке), и новый дом готов. При взгляде на нынешние залежи софтовых порталов давно уже не испытываю ничего, кроме недоумения: кому нужны все эти программы, что они дают? Ведь вся информация и сервисы в интернете. Наверное, исключением останутся лишь любители PC-игр.

7. Дело совсем ближайшего будущего — дешевый мобильный интернет, которым не страшно пользоваться. Наши провайдеры достаточно жадные, поэтому они требуют от абонентов или подписаться на безлимитный интернет за несколько сотен рублей в месяц, или платить за каждый мегабайт трафика. Отдельной опасностью был WAP-трафик, который стоил в 100 раз дороже обычного. В Европе с этим проще: у многих операторов есть условие, что ты можешь пользоваться мобильным интернетом сколько нужно, без оформления подписки, а если ты потратишь за сутки полтора-два евро, то потом в течение дня деньги с тебя не берут. Это вполне сопоставимо со стоимостью услуги «Безлимитный интернет на сутки» в России и гуманно по отношению к абонентам. Если у нас это станет нормой, трафик соцсетей и прочих развлекательных сайтов тут же вырастет, люди перестанут бояться пользоваться мобильным доступом и смогут тратить на интернет время, которое они сейчас проводят в дороге до работы или учебы.

8. Интернет-проекты станут социальным лифтом нового времени. Любой человек из любого городка сможет, обладая мозгами и упертостью, подняться по социальной лестнице. Речь не только о том, чтобы сделать стартап и стать миллионером, но и о том, чтобы, находясь в любой точке страны, стать образованным человеком. В интернете очень хорошо с учебными материалами на английском языке, постепенно улучшается ситуация и с русскоязычным обучением.

9. Западные проекты не смогут в ближайшее время стать доминирующими здесь. Это касается и поиска, и социальных сетей, и медиа. В определенной степени нас спасает то, что мы для американцев не сильно понятнее Китая (у нас свое письмо, другой менталитет и культура), но при этом на порядок меньше Китая, на полпорядка — Индии. Усилия по локализации продукта для этих стран дают куда больший эффект, чем от локализации его для России. При этом российские проекты понимают пользователей существенно лучше, и отступать им некуда. Если для Google и Facebook проигрыш на каком-то локальном рынке ничего не значит, то для наших «Яндекса», Mail.ru, «Вконтакте» потеря любой страны, где они работают, — весьма чувствительна, отступать им некуда. Срабатывает и то, что мы часто заимствуем какие-то векторы развития у западных проектов, и при этом у нас хватает квалификации, чтобы более удачно переносить их на нашу почву, чем это делают они сами. Можно считать нас креативными мастерами локализации.

10. Российским интернет-СМИ станет тесно в рамках интернета. Сыграет свою роль производство видеоконтента — распространять его через кабельные сети или эфирным способом намного дешевле, чем через интернет. Практически любое СМИ, которое делает сейчас шаги к производству видеоконтента (Lifenews.ru, Ria.ru, «Коммерсант» и так далее), тем же самым приближает себя к выходу из интернета в вещательный бизнес — иначе само производство видеоконтента становится бессмысленным и нерентабельным. С интересом посмотрю на телеканал Lifenews.ru — вот когда центральным телеканалам придется волноваться за свое будущее.

Юрий Синодов

Афиша

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе