Показал - плати

Зарубежным интернет-кинотеатрам придется перечислять налоги в российскую казну.
Деньги, заработанные онлайн-кинотеатрами на российской "территории" Интернета, должны работать на нашу экономику, а не пополнять бюджеты других стран. 
Поклонников видео в Сети становится больше. Объем рынка к 2025 году составит 50 млрд рублей. 
Фото: Depositphotos.com


Таков один из посылов нашумевшего законопроекта о видеосервисах. Во вторник его обсудят в Комитете Госдумы по информационной политике.

Накануне совещания обозреватель "Российской газеты" встретилась с одним из авторов законопроекта, президентом Медиа-коммуникационного союза (МСК) Павлом Степановым. В него входят операторы связи, правообладатели и вещатели.

Павел Владимирович, почему вдруг возникла необходимость регулировать видеосервисы?

Павел Степанов: Совсем не вдруг. Идея регулирования аудиовизуальных сервисов в Интернете появилась несколько лет назад. Она высказывалась и на уровне власти, и среди отраслевых бизнесменов, и экспертным сообществом.

Сложность регулирования в этом сегменте состоит в том, что, с одной стороны, Интернет - глобальная история. Всемирный рынок. Пространство без границ. И, к сожалению, часто без правил.

С другой стороны, участники этого рынка действуют в рамках национального законодательства, налогообложения, производства и продажи товаров и услуг. Однако во многом действия игроков рынка аудиовизуальных сервисов оставались в "серой" зоне, не включенной в рамки российского права с точки зрения налогов, использования сетевой инфраструктуры и так далее.


Сервисам, чья аудитория выше 3 миллионов в месяц, хотят запретить политическую пропаганду


Тогда перейдем к сути. Какие запреты введет новый закон?

Павел Степанов: Для начала он дает определение аудиовизуальным сервисам.

Что это интернет-ресурсы, которые предлагают пользователям просмотр контента (фильмов, видео, клипов, анимации, научно-популярных передач) за абонентскую плату, по подписке или за просмотр рекламы. То есть во втором случае пользователь смотрит контент бесплатно, но его оплачивает рекламодатель.

Те из сервисов, чей объем аудитории превышает в России 100 тысяч пользователей в сутки на протяжении месяца (примерно три миллиона пользователей в месяц, для регионов - 20 тысяч в сутки, 600 тысяч в месяц), для осуществления работы в России будут включены в специальный реестр Роскомнадзора.

И в этих сервисах по законопроекту запрещается политическая пропаганда. Доля российского капитала в корпоративной структуре таких ресурсов должна быть не менее 80 процентов. Но иностранцы могут получить разрешение на увеличение своей доли, обратившись в правительственную комиссию по иностранным инвестициям.

Хочу особо подчеркнуть, что под регулирование не попадают ресурсы, предоставляющие доступ к пользовательскому контенту, социальные сети, поисковые системы.

То есть в отношении YouTube, "ВКонтакте", "Яндекса" и Мейл.Ру можно быть спокойным?

Павел Степанов: Абсолютно.

Какие задачи, кроме выхода из "серой" зоны, решает закон?

Павел Степанов: Есть три блока задач: государственной информационной безопасности, включения сервисов в структуру российского права и экономики и, наконец, бизнеса - создание условий для развития этого сегмента в России.

Проект полностью коррелирует с положениями Доктрины информационной безопасности. И обеспечивает защиту не только информационную, но и экономическую. Деньги, заплаченные пользователями за контент, - остаются в российской системе налогообложения и пополняют казну. Они тратятся в России, т.е. обеспечивают "денежный кровоток" российской экономике.

И какова перспектива развития рынка видеосервисов?

Павел Степанов: Его объем рынка на текущий момент довольно скромный: около 5 миллиардов рублей в год.

Задача законопроекта - стимулировать развитие онлайн-видеосервисов в России. Его принятие также будет способствовать и развитию сопутствующих рынков - рекламы, производства контента, программных продуктов. Мы рассчитываем, что объем рынка онлайн-видео к 2025 году может составить более 50 миллиардов рублей. Объем рынков рекламы в контенте в сети Интернет, пользовательском контенте может составить до 34 миллиардов рублей к 2025 году.

Что сейчас мешает развитию?

Павел Степанов: Есть множество сайтов, которые расположены вне России, но их контент ориентирован на нашего пользователя. И на такие ресурсы в рамках действующего закона повлиять никак нельзя.

Деньги, которые пользователь или рекламщик платит в этот ресурс, уходят в другую страну. Владельцы ресурса не заинтересованы инвестировать их в российскую ИТ-отрасль, в производство контента, в развитие сетей. При этом они пользуются локальной сетевой инфраструктурой, ничего в нее не вкладывая.

И что от этого закона получит пользователь?

Павел Степанов: На данном этапе для него ничего не изменится. Все основные онлайн-кинотеатры продолжат свою работу.

А в перспективе, мы надеемся, принятие закона стимулирует отрасль онлайн-видео к планомерному развитию. Компании начнут конкурировать друг с другом, а не с тысячами глобальных ресурсов, за пользователя. Вкладывать в расширение каталогов, то есть покупку авторских прав, в развитие сервисов, а некоторые - и в производство контента. Зритель от этого только выиграет. Он получит больше контента лучшего качества. К тому же средства от доходов онлайн-кинотеатров останутся в России и в виде налогов, и в виде реинвестиций.
Автор
Текст: Татьяна Шадрина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе