Наши блогеры нас берегут

К моменту, когда этот комментарий выйдет в печать, обсуждение причин и следствий демарша майора УВД Новороссийска Дымовского, возможно, станет менее острым. Впрочем, скорее всего, затишье будет временным. В начале прошлой недели к новороссийскому майору примкнули — опять же при помощи видеообращений через интернет — ещё три сотрудника силовых ведомств примерно равных чинов. Глядишь, к Новому году из блогеров в погонах можно будет сформировать отдельный взвод, а то и роту. 

Конечно, обращение Дымовского вызывает множество вопросов — в особенности у любителей теорий заговора. Самый первый вопрос, который начал волновать конспирологов: как получилось, что довольно сумбурное видеообращение в течение нескольких дней стало самой обсуждаемой темой — сначала в русскоязычной части интернета, а затем и в ряде СМИ? Предположения были самыми разными. Вот одно из, пожалуй, самых распространённых: кто-то под кого-то копает, а кто эти кто-то, нам остаётся только догадываться. Звучали и более здравые предположения: градус народного недовольства работой российского МВД дошёл до такой степени, что и пятиминутного ролика достаточно для начала волнений — пока только в виртуальной среде.


С этим предположением ведь особо не поспоришь — всё говорит «за», начиная с данных соцопросов, заканчивая собственными наблюдениями. Правда, нужна оговорка. Тревожный свисток — обращение майора можно назвать и так — был услышан только благодаря тому, что в России вырос уровень того, что принято называть блогосферой.

С первых дней шумихи к новороссийскому майору приклеилось слово «блогер». Собственно, то, что находится по адресу dymovskiy.ru, и блогом-то назвать трудно. Так, на скорую руку скроенная страница с тремя видеофайлами. Подготовить такую страницу за пару дней вполне может среднестатистический ученик пятого-шестого класса. А значит, и среднестатистическому майору МВД РФ и его товарищам эти технологии освоить вполне по силам. Крупных финансовых затрат тоже не требуется: официальной зарплаты майора УВД Новороссийска для открытия странички под собственным доменом более чем достаточно, даже ещё останется — на 100 граммов спиртного для смелости и на билет на самолёт в Москву.

Впрочем, если Дымовский и не блогер по форме, то по духу — определённо российский блогер. Чтобы понять, что это определение означает — оно, кстати, ещё до конца не оформилось — давайте поглядим, как выглядит борьба с коррупцией в официальном информационном поле. Например, на федеральных и на большинстве региональных телеканалов. Не то чтобы по графику, но довольно регулярно появляются одинаковые сюжеты: где-то в отдалённом районе поймали за руку замруководителя некоего отдела местной администрации или филиала некоего ведомства. Следуют фрагменты видеосъёмки — помеченные флюоресцирующей краской купюры тысячного достоинства, наручники, крупным планом вход в административное здание. Реже — негодяй, закрывающий лицо руками. Взволнованный голос диктора… За версту чувствуется: мероприятие плановое (не для задержанного, конечно), да и видеосюжет — тоже плановый. Спросите рядового телезрителя: веришь? Ведь ответит — «нет».

А теперь посмотрим, какие темы оказываются среди прочих в лидерах рейтингов блогов. Навскидку, всем уже известные: золотая кровать для гостиницы МВД, заказ на приобретение внедорожника Porsche для Саратовского государственного технического университета… Теперь вот и обращение Дымовского и его коллег. Спрашивать читателей блогов «веришь» нет смысла — верят, обсуждают и ставят на своих страницах ссылки на источник.

Можно предположить, что мало где в мире блоги играют сейчас такую важную роль, как в России. Блоги остались практически единственной лазейкой для обсуждения реально волнующих проблем. Подцензурное телевидение и большинство печатных изданий с этой ролью уже не справляются. Разумеется, к аудитории блогов есть масса упрёков. Один из самых серьёзных — упрек в инфантилизме. Помните, во что чуть было не превратилось организованное «Яндексом» первое онлайн интервью с тогда ещё президентом Владимиром Путиным? Общими стараниями на первые места попали дурашливые вопросы о боевых человекоподобных роботах и пробуждении Ктулху. Отсюда и убеждённость чиновников, что пишут и читают блоги в основном либо радикалы, либо тинейджеры — в перерывах между поглощением «Спрайта» и катанием на роликовых коньках. Впрочем, с момента упомянутого интервью прошло уже несколько лет, аудитория могла подрасти. Наверняка не будет большой ошибкой считать, что сейчас заметную часть интернет-аудитории составляют те, кто осознаёт себя гражданами. Что, впрочем, не исключает умения стоять на коньках.

Пока что власти всех уровней находятся в растерянности. С одной стороны, действующий президент РФ — сам блогер, с другой — того глядишь, бдительные сетевые писатели подкинут в сеть такого, что топором не вырубишь. Кажется, есть несколько вариантов развития. Самый простой, почти не требующий усилий: не обращать внимания на зарвавшихся блогеров и убедить себя и ту часть населения, которая далека от интернета, что блоги — удел маргиналов. Если идти по этому пути дальше, то сложнее, но зато надёжнее вытеснить самых популярных авторов на периферию, максимально сузить круг читателей — это достижимо и техническими, и политическими средствами. Многие из блогеров, кстати, приняли за негативный сигнал тот факт, что популярнейший портал «Яндекс» с декабря снимает со своих страниц рейтинг блогов. Официально объяснения «Яндекса» сводятся к тому, что политизированность блогов стала мешать основному бизнесу компании. 

Впрочем, в возможность реализации этих вариантов не хочется верить. По большому счёту, активизация блогеров — хороший шанс для региональных и федеральных властей наладить потерянную обратную связь. Или хотя бы иметь возможность вовремя услышать свист перегревшегося парового котла. Пусть он режет слух, но от свистка не стоит ожидать звучания флейты.

Сергей Сурженко, редактор отдела «Рынки» «Эксперт Юг»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе