«Мы не стремимся заменить впечатление от посещения настоящего музея»

Глава Google Art Project Амит Суд о своем проекте

Запущенный в 2011 году Арт-проект Google (Google Art Project) к настоящему моменту представляет любому пользователю компьютера, подключенного к интернету, доступ к коллекциям более чем 250 музеев мира: от Metropolitan Museum и лондонской Национальной галереи до художественных музеев Боготы и Пуэрто-Рико. 

Предметы из их коллекций воспроизводятся в высоком разрешении. О планах своей экспансии и возникающих на ее пути проблемах “Ъ” рассказал­ руководите­ль Арт-проекта Google АМИТ СУД.

Фото: Reuters

— С какой целью вы создали Арт-проект Google?

— Основная цель, с которой мы создавали Арт-проект,— дать людям доступ к искусству в режиме онлайн. Однако со временем проект менялся, и сейчас, я думаю, основная идея — это получение нового опыта. Мы не стремимся к тому, чтобы у нас были миллионы произведений искусства, для нас важно, что они высокого качества. Благодаря этому можно получить огромное количество информации и совершенно новый опыт приобщения к искусству.

Другая важная цель этого проекта — позволить людям обмениваться контентом и искать изображения в совершенно новом ключе. Например, у нас есть 15 картин Вермеера из 11 различных музеев. Арт-проект позволил объединить их вместе. В-третьих, мы бы хотели, чтобы музеи тоже получали пользу от арт-проекта: с помощью наших инструментов они могут открыть для себя новые возможности в популяризации своих коллекций.

— То есть вы объединяете людей вокруг той технологии, которую создали?

— В художественном мире люди объединяются для работы над физически существующей выставкой, но объединиться для работы онлайн — это другой уровень, это не так часто случается. Мы предоставили музеям и культурным организациям возможность, которая, на наш взгляд, должна понравиться всем.

— Какие технологии вы используете?

— Это в основном те же инструменты, которые мы используем в других проектах Google. Уникальность и удобство арт-проекта заключаются в том, что мы совершенствуем уже существующие технологии Google. Например, мы используем Google Street View, чтобы иметь возможность посмотреть на музей изнутри, и Picasa, чтобы просматривать изображения, а Google- Refine для того, чтобы сортировать сотни изображений и искать именно те, которые необходимы.

— Какие были критерии для поиска музеев-участников?

— Когда мы начинали в 2011 году, критериев особо не было, мы были рады любым предложениям. Но теперь у нас есть простые правила. Чтобы участвовать в программе, вы должны быть некоммерческой организацией — фондом, музеем, коллекцией — и должны иметь юридические права на репродукции работ. Не так уж и много критериев. Поэтому к нам уже присоединились 250 партнеров.

— Какова ваша программа-максимум? Покрыть все музеи по всему миру?

— Помимо музеев к нам могут присоединяться и частные фонды, и другие некоммерческие собрания. Например, в Арт-проекте есть собрание Белого дома, а ведь Белый дом — это не музей. Наша главная цель — сделать знаменитые произведения искусства доступными повсеместно. Я знаю, что в некоторых странах объекты искусства есть даже в почтовых отделениях. Если к нам обратится одно из таких отделений и скажет, что у них есть коллекция почтовых марок и они хотят, чтобы она появилась в Арт-проекте, мы скажем: «Отличная идея, давайте попробуем!»

— Вы считаете себя онлайн-заменой музеям?

— Нет, мы не стремимся заменить впечатление от посещения настоящего музея. Однако миллионы людей, например, в Азии не имеют возможности посетить европейские музеи. А другим людям кажется, что поход в музей — это не для всех, что искусство требует каких-то специальных знаний и умений. Наша цель — показать, что искусство не только для интеллектуалов, а для всех.

— А принимают ли участие какие-то музейные специалисты или историки искусства в работе над Арт-проектом?

— У меня самого нет специального образования в этой области. В то же время я много работаю с кураторами из музеев, а также со специалистами, которые отвечают за цифровые коммуникации в музеях. В моей команде очень интересный состав сотрудников, ведь мы начинали, когда в ней были только волонтеры, которые уделяли проекту 20% своего основного рабочего времени. Теперь мы разрослись, и с нами работают люди из музеев, которым я в свое время представлял Арт-проект. Мы привлекаем экспертов культуры, чтобы знать, что хотят показать музеи. Я не хочу, чтобы Google был куратором, поэтому музеи сами решают, какие работы они нам предоставляют.

— Есть ли у вас проблемы с копирайтом?

— В Арт-проекте появляются только те произведения искусства, правами на которые владеют выставляющие их организации. Поэтому у нас нет проблем с копирайтом. Например, у нас нет картин Пикассо, потому что музей не готов дать нам права на Пикассо. Если на Пикассо прав нет, значит, его у нас не будет.

— Насколько проект сейчас близок к своему идеальному состоянию?

— Я не думаю, что когда-то проект вообще будет завершен или достигнет высшей точки развития. Думаю, он будет развиваться и развиваться. Я хочу, чтобы люди обменивались искусством, могли свободно сравнивать произведения искусства, открывать какие-то новые стороны знакомых произведений. Например, у нас в базе есть картина Ван Гога «Спальня» и письмо Ван Гога к Гогену того же года, в котором есть эскиз этой работы. Картина и письмо находятся в разных музеях, но благодаря Арт-проекту вы можете поместить их рядом и сравнить.

— А какова самая большая трудность в вашей работе?

— Труднее всего убедить людей. Многие музеи считают, что они недостаточно хороши, что в нашем проекте могут участвовать только крупные музеи. Также люди боятся того, что мы на нашем проекте зарабатываем. Это не так: мы совершенно некоммерческая организация.

— Какие русские музеи уже присоединились к Арт-проекту?

— У нас сейчас представлены шесть музеев с произведениями русского искусства — не только из России, но и из США, например. Мы бы хотели, чтобы русского искусства у нас было больше. Пушкинский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей и Музей Н. К. Рериха — вот наши основные русские музеи. Я хочу подчеркнуть, что присоединиться к нам очень легко: надо просто заполнить форму на сайте или связаться с представительством Google в России.

Мария Семендяева

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе