Миру нужен кодекс поведения в сети

Онлайн-мир отреагировал тишиной на новость о том, что конгресс США приступает к рассмотрению скандального законопроекта о защите американской интеллектуальной собственности в интернете (SOPA).

Крупнейшие представители индустрии — Google, Facebook, Yahoo!, Twitter, Mozilla и eBay — «выступили вместе, чтобы защитить инновации».

Еще недавно все пики были направлены на Россию, ведь на Западе пока не все и не всегда понимают, каким правилам мы следуем. Есть мнение, что российское правительство якобы стремится к большему государственному контролю за интернетом. Но в нашей стране даже не рассматривается возможность в случае социальных беспорядков перекрывать доступ к Twitter или Facebook, тогда как некоторые страны Европы открыто провозгласили, что применят именно такую меру.


Блокировать и цензурировать интернет невозможно, иначе он просто потеряет свой смысл. Поэтому все предложения, касающиеся онлайн-пространства, будь то защита интересов правообладателей или борьба с детской порнографией, в нашей стране обсуждаются с экспертами индустрии.


Законопроект, против которого выставили интернет-блокпост, активно лоббируется крупнейшими американскими ассоциациями правообладателей. Суть его заключается в том, что любой участник деятельности в сети интернет, начиная с провайдеров и кончая поисковиками и даже рекламодателями, обязан фактически по любому обращению правообладателя прекратить предоставление услуг ресурсу, обвиняемому в пиратстве, и прекратить с ним любое взаимодействие.


Более того, принятие SOPA не только крайне негативно отразится на развитии интернета как бизнес-пространства, но фактически может стать инструментом цензуры, что противоречит демократическим принципам и совсем не согласуется с позицией госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая любит говорить о «фундаментальных свободах» для интернета, особенно когда упоминаются Twitter или Facebook.


А в законопроекте недвусмысленно заявлено, что на просторы виртуального мира будет распространяться вполне конкретная юрисдикция вполне конкретного государства. Ведь особенностью процедуры, которую может установить SOPA, является возможность заблокировать не только сайты, серверы которых размещены на территории США, но и вообще любые ресурсы, доступ к которым имеют граждане этой страны. А это 99% всего интернета.


При этом простой пользователь, чьи личные честь и достоинство затрагиваются в той или иной публикации в сети, не вправе потребовать не то что закрытия ресурса, а даже просто изъятия этих материалов.


Особую тревогу вызывает то, что усиление контроля над содержанием веб-сайтов может ослабить кибербезопасность.


Сеть за короткие сроки накрыла мир в беспрецедентных масштабах, и от нее во многом зависит функционирование нашей цивилизации. Интернет можно сравнить с появлением автомобиля. До тех пор пока количество автомобилей не достигло определенной критической массы и они не стали представлять угрозу для всех участников движения, не было государственных норм регулирования движения в этом пространстве.


Последствия незаконного, злонамеренного использования технологий, в том числе в террористических целях, могут быть сопоставимы по своему потенциалу и масштабам с ущербом от применения классического оружия и даже оружия массового поражения.


Серьезно затруднить злоупотребления информационными технологиями против интересов как отдельных государств, так и всего мира в целом мог бы международный кодекс поведения в киберпространстве.


Не все государства готовы подписаться под конвенцией об интернет-пространстве как под юридически обязывающим документом. Но природа интернета такова, что если все к некоему обязывающему соглашению не присоединятся, то эффективного результата не добиться. Необходим диалог, чтобы определиться хотя бы с основными понятиями.


Государства, которые присоединятся к кодексу поведения, примут на себя обязательства по сотрудничеству в борьбе с преступной или террористической деятельностью с использованием информационных телекоммуникационных технологий, включая сети. При соблюдении уважения прав и свободы граждан в информационном пространстве, в том числе права на поиск, получение, передачу и распространение информации в соответствии с национальным законодательством каждого государства.


Наказания совершивших правонарушения в информационном пространстве должны быть соразмерными. Равно как полномочия и процедуры для проведения судебных разбирательств по фактам совершения таких правонарушений.


Принципиальным моментом, конечно, должно быть полное сохранение государственных суверенитетов и границ национального регулирования, в том числе в виртуальном пространстве.


Интернет — это такая структура, где достаточно, чтобы только одно или два государства не присоединились к общей системе, и найдется кто-то, кто воспользуется возможностями сетей, будет атаковать и критическую инфраструктуру, и отдельные информационные ресурсы, и персональные, и авторские права наших граждан с использованием этих небольших лазеек.


В произведениях фантастов прошлого века и нашего времени людям приходилось разрабатывать новые нормы поведения для новых планет, сообща противостоять неведомым ранее угрозам. В реальной истории все государства должны вместе искать новые правила и новые механизмы защиты для открываемого нами киберпространства, отказавшись от двойных стандартов, чтобы оградить сеть от блэкаута.


Автор — министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации


Игорь Щеголев

Ведомости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе