Британская газета The Daily Telegraph анонсировала новейшую книгу Тима Коллинза «The Little Book of Twitter». Как явствует из названия, всему виной – новый вид сетевого общения под названием микроблоги. Существенное отличие микроблога от обычного дневника заключается в особо кратком варианте. В настоящее время эта усеченность приобрела черты изощренного позерства, когда автор реплики буквально составляет ее из смысловых обрубков и нечленораздельных междометий. В сочетании с сетевым слэнгом и желанием выпендриться получается кич. Настоящий прорыв в этом направлении был совершен lifestream сервисом Тwitter. Буквально за пару лет у него появились десятки более и менее удачных клонов по всей глобальной паутине: Plurk, Mmm... tasty, Tumblr и др.
Но не только личные эмоции и банальные бытовые темы попадают в спектр интересов микроблоггеров. Теперь амбиции оперирующего междометиями разума простираются уже на памятники мировой литературы. Пока «переосмыслению» подверглись только шедевры английской классики. Автор книги, Тим Коллинз не стал изобретать велосипед, а собрал в нее супер-краткие изложения известных произведений англозычного литфонда прямо из Твиттера. Например, пьесу Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо» удалось втиснуть в две фразы: «Владимир и Эстрагон стоят у дерева и ждут Годо. Их он-лайновый статус не меняется». Роман «Улисс» Джеймса Джойса сжат до трех простых предложений: «Человек ходит по Дублину. Мы узнаем о каждой мелочи в его распорядке дня. Возможно, он слишком много пишет в Twitter». От «Гордости и предубеждения» Джейн Остин остается такой синопсис: «Женщина знакомится с ужасным Дарси, но, оказывается, он хороший. У них все сложилось». В целом Little Book of Twitter выглядит довольно сдержано. Могло быть и хуже.
Зная молниеносные способности отечественного инфо-конвейера снимать копии, остается предположить, что скоро мы увидим русскоязычное продолжение британского проекта. На первый взгляд ничего нового и страшного для Достоевского и Пушкина эти игры разума не несут. Мировая культура уже прошла испытание постмодернизмом и обнаружилось, что процессы полураспада не угрожают памятникам искусства, как не способен переваренный пирог угрожать свежевыпеченному. Но массовый аппетит подобные выходки определенно портят.
Дело не в том, что объем в 140 символов оскорбителен для «Войны и Мира». Проблема в том, что этот объем подается как универсальный масштаб измерения действительности. И житель потребительского рая в определенный момент будет уже не в состоянии усвоить больше 140 символов. Он станет требовать синопсисов вместо произведений, а превышение указанного объема будет восприниматься как посягательство на свободу мысли. Аналогичные процессы давно происходят в современной рыночной литературе, где ни один издатель сегодня не примет книгу с длинными описаниями и лирическими отступлениями.
И если мы обратим внимание на другие проекты Твиттера, то обнаружим, что TWHistory содержит те же самые 140 символов на статью. Историю закатали в баночки из под пепси.
С одной стороны – это объективный процесс: перенасыщенная информацией планета, нашла лекарство от интеллектуальных перегрузок. Урезанный словообмен довольно практичное изобретение: завсегдатаи паутины теперь тратят меньше времени на чтение бесполезных буквенных объемов. Недаром новый масштаб в первую очередь опробовали на себе новостные ресурсы. В подражание «плебсу» собственные микроблоги завели президенты и шоу-мены, но в отличие от дневников простых граждан они не блещут оригинальностью. Допустим, заходя в микроблог Виктора Ющенко в предвкушении сенсаций, испытываешь разочарование. Все невероятно тоскливо.
С другой стороны – сокращение речевого объема явно влечет за собой сокращение объема интеллектуального. Особенно это заметно в низовой, народной блогосфере. Микроблоги быстро сомкнулись с социальными сетями и сетями продаж, помимо изощренного спама они привели к еще большему отупению пользовательской аудитории. Недаром российская версия популярного блога Jaiku, в русской транскрипции обрела дополнительный смысл «Жуйка» – поток недожеванных комментов. Oneword подходит к делу еще более радикально- все записи ограничены одним словом. Лента, состоит из сплошных «жру, сплю, работаю».
Видеоблоги, выстроенные на той же базе, дали деструктивный результат, превратившись в пристанище он-лайнового порно. Сервис социального видео Seesmic предпочел вмешаться когда один из участников попытался совершить суицид онлайн. Основатель и глава сервиса, Loic Le Meur, позвонил в полицию и сообщил им IP-адрес парня после получения множества писем от пользователей. Полиция приехала по адресу, но что было дальше, не сообщается.
Излагать собственную жизнь при помощи смс-сообщений и видеофрагментов в подавляющем количестве стали патологически озабоченные граждане.
Разгадка этого явления скрывается в претенциозности подхода. Как и многие объекты массового культа, изломанная, изнасилованная речь – просто повод поглумиться над традиционными формами общения.
Понятие «lifestream сервис» вызывает прямые аналогии с потоком сознания, который так любят постмодернисты. Микродневник – это что-то вроде кардиограммы мыслей. Традиционный чукотский вид релаксации под названием что вижу, то пою. Но чукча видит тундру, скованную льдом, горизонт, размытый полярной ночью, слышит дыхание оленей. А автор микроблога видит рекламно-развлекательный контент и слышит урчание собственных внутренностей. Поэтому Lifestream чукчи – произведение искусства, а lifestream cовременного пользователя – это спам.
Человечество пользовалось дневниками в разные эпохи своего существования. Они различались по профессиональной нагрузке: от корабельного журнала до подростковой тетрадки под кроватью. Они различались по степени конфиденциальности: от дневника Ж. Руссо до альбома дворянской девицы, куда пописывали и порисовывали ее великосветские ухажеры. Совершенно особое явление – литературные дневники, некоторые из них даже были сделаны наподобие стихотворений в прозе, и ставили своей целью отразить не событийный ряд, а духовно-символический путь человека.
Есть дневники настолько глубокие и сильные, что люди до сих пор не в состоянии осмыслить их в полной мере, поражаясь богатству внутреннего мира автора. Таков дневник Паскаля под названием «Мысли». Наконец, не будет преувеличением сказать, что Твиттер был изобретен много веков назад в древней Руси. Монахи и простые послушники, переписывая летописи, оставляли на полях короткие заметки, вроде «устал зело», чертили сказочные орнаменты... Все это богатство сегодня обозначают термином палеография – специфическая наука о древнем тексте.
Радикальной особенностью современных пользовательских дневников и их главным отличием от всего, что было раньше прежде, является отсутствие какого-либо намека на интроверсию. Поэтому из пристанища оригинальных мыслей они превращаются в мусоросборники позерских амбиций.
Все это, впрочем, не отнимает у микроблогов возможности родить нечто достойное. Кому-то все же удастся заговорить с паутиной афоризмами и японскими стихами, но вряд ли это получится у всех. Поэтому старый добрый ЖЖ гораздо более человечный формат общения. Кстати, ЖЖ появился в древнем Риме: одним из первых блогов на планете является интерактивный «журнал» под названием «Нравственные письма к Луцилию» на аккаунте Луция Аннея Сенеки. К сожалению, модераторы стерли все комменты. Но есть надежда, что когда-нибудь археологи их найдут.
WIN.RU