«Искусство в интернете получит колоссальное развитие»

Интервью с медиадиректором лондонской The Tate Gallery Марком Сэндсом


Медиадиректор лондонской The Tate Gallery Марк Сэндс рассказал в интервью «Парку культуры» о работе с социальными сетями, билетах на виртуальные выставки, трейлерах к выставкам реальным и о консерватизме кураторов.


Медиадиректор The Tate Марк Сэндс поучаствовал в дискуссии «Зачем френдить Дэмиена Херста, или могут ли социальные сети приблизить музей к зрителю?», прошедшей в рамках Social Media Week на «Стрелке». В интервью «Газете.Ru» он рассказал о том, как взаимодействуют культура и интернет.

Основанная в 1897 году The Tate Gallery стала первым музеем, согласившимся принять участие в программе Google Art Project – интернет-проекте, позволяющем посмотреть коллекции музеев мира онлайн. Кроме того, лондонская галерея одной из первых перешла к активному использованию социальных сетей.


– В чем основная цель вашей работы?


– Я десять лет проработал в The Guardian, и наша газета всегда была лидером по активности в интернет-пространстве. Последние года полтора я работаю в The Tate. Я хочу, чтобы галерея стала не просто центром изобразительного искусства, но местом, где это изобразительное искусство можно и нужно обсуждать. Интернет как раз предоставляет такую возможность. Галерею ежегодно посещают 7 500 000 человек. Среди них, конечно, очень мало тех, кто профессионально занимается искусством. Тем не менее отсутствие глубоких познаний в этой области не мешает наслаждаться выставленными в галерее экспонатами и иметь по этому поводу свое мнение.


Мы должны помочь людям преодолеть страх перед обсуждением предметов искусства. А для этого как раз можно использовать социальные медиа.


Естественно, не все семь с половиной миллионов будут посещать нас в сети – среди них полно детей, которых родители за уши тащат в галерею, чтобы приобщить к высокому. Тем не менее огромное количество людей готовы обсуждать и уже с удовольствием обсуждают искусство. Таким образом, мы создаем обширный рынок. Рынок не коммерческий, но интеллектуальный.


– Кто занимается позиционированием галереи в интернете?


– В медиаотделе двенадцать человек работают на постоянной основе и еще десять фрилансеров: интернет-разработчики, редакторы, кураторы – люди, умеющие совмещать искусство изображения и искусство технологий.


– Кто основной потребитель искусства в виртуальном пространстве?


– Это самые разные люди. Как правило, интернет-аудитория – это люди от 18 до 40. Мы недавно запустили блог, в котором каждую неделю поднимаем новую тему для обсуждения. Оказалось, что это очень востребованный ресурс: пользователи хотят не только потреблять информацию, но и выражать свое мнение, обсуждать произведения искусства, спорить о них. Правда, здесь есть ключевой момент: мы сами задаем структуру беседы. В противном случае это была бы пустая болтовня. А так в обсуждение периодически включаются модераторы, и беседа продолжается в нужном русле.


– Какие интернет-ресурсы вы используете?


– В основном, конечно, Twitter и Facebook. Несмотря на то, что мы не так давно создали страницы в этих соцсетях, нас за короткое время добавили по полумиллиону человек; количество фолловеров, я уверен, скоро дойдет до миллиона.


Причем мы используем соцсети не только для обсуждения. В Twitter мы делаем огромное количество интересных штук. Например, каждую пятницу делаем своеобразный прогноз погоды на выходные: вывешиваем на страницу какое-либо произведение искусства из нашей коллекции, погода на котором соответствует реальной, с комментарием, что, мол, вот какая будет погода. Это же на самом деле здорово!

А еще мы создали принципиально новый подход к искусству в интернет-пространстве. Мы всеми возможными способами помогаем людям найти дорогу к потреблению искусства. На этой неделе открывается выставка художника Джона Мартина. Мы сделали к ней трейлер (http://www.youtube.com/watch?v=814ll2oPevo).


– Каким образом можно заинтересовать потенциального посетителя The Tate Gallery через интернет? Есть какая-то стратегия?


– Главное – создать как можно больше ссылок на The Tate на большом количестве сайтов. И, конечно, общение с посетителями: мы не должны воздвигать стену между искусством и потребителем – наоборот, мы должны мотивировать зрителя к коммуникации и обсуждению. Сейчас создается государственный английский интернет-каталог произведений изобразительного искусства, который будет вмещать около 300 тысяч произведений. Мы согласились участвовать в этой программе, но с обязательным условием: на экспонатах, которые являются собственностью галереи, обязательно будет ссылка на наш сайт. На таких же условиях мы работаем с проектом Google Art. Мы были первыми, кто согласился участвовать в проекте – на условиях взаимного сотрудничества: мы предоставляем произведения, Google Art ссылается на нас.


– Использование социальных медиа приносит галерее какой-то доход?


– Соцсети и сайт сами по себе никакого дохода не приносят, у нас изначально нет такой мотивации. Но в скором времени мы организуем онлайн-продажу билетов на временные экспозиции, также будем продавать репродукции и различную сувенирную продукцию.


– Интернет-активность галереи влияет на количество посетителей?


– Об этом пока рано говорить. Но одно я знаю точно: мы организовали выставки произведений Гогена и Миро и поместили информацию в нашем блоге. Тысячи людей посетили блог и оставили комментарии; по итогам именно эти выставки оказались популярнее всех.


Я и вообразить не мог, что Гоген окажется на третьей строчке по посещаемости за всю историю галереи. Войдет в первые 15, это да, но третий!


Это была первая выставка, которую мы освещали в блоге.


– Когда The Tate пришла к идее выставить искусство в интернете?

– На самом деле это не новая идея. Сайт галереи существует уже десяток лет, но взлет активности произошел в последние три года.


Причин тому две: во-первых, появились люди, которые хотят на этом заработать, во-вторых, галереи поняли, что с помощью интернета они могут увеличить свое влияние.


И вот сегодня вы можете, не выходя из дома, провести все выходные в нью-йоркском MOMA или парижском Лувре.

Тем не менее есть еще галереи, которые не хотят выставлять свои собрания в интернете: им сложно принять тот факт, что вместо сложного интеллектуального упражнения, коим является созерцание картины в галерее, люди будут с легкостью, приводящей в изумление, видеть их на экране своего компьютера и обсуждать популярным языком. Кураторы, как правило, достаточно консервативные люди с академическим образованием, и далеко не все из них понимают необходимость диалога в искусстве.


– Не планирует ли The Tate сделать цифровое выставочное пространство, куда могли бы получить доступ современные художники со всего мира?


– Теоретически это возможно, но все зависит от художника. Для любого проекта подобного рода необходим строгий отбор произведений. Мы помогаем людям разобраться в искусстве, но нам надо понимать, зачем нам выставлять того или иного художника. The Tate Gallery – государственный институт, поэтому мы выставляем только те произведения искусства, которые считаем достоянием нации.

Но думаю, что в ближайшие десять лет все больше и больше галерей, музеев и частных художников начнут выставлять свои коллекции онлайн, потому что этого будет требовать аудитория. Это просто вопрос времени.


– Каковы планы развития The Tate Gallery в социальных медиа?


– Планы строить чрезвычайно сложно, потому что кажется, что будет интересно одно, но в ходе общения с пользователями понимаешь, что выстраивать стратегию нужно совсем по-другому. На начальном этапе мы используем интуицию и анализ, а потом внимательно следим, как реагирует на изменения наш посетитель. Кроме того, мы сейчас разрабатываем приложения непосредственно для галереи. Так, помимо прочего, мы создали подкаст, который можно скачать перед посещением галереи и ходить по музею осмысленно. И это только начало. Фактически мы стоим на пороге удивительного развития концепции восприятия искусства. Я знаю точно: искусство на просторах интернета получит колоссальное развитие. Единственное, что может этому помешать, – нежелание галерей выставлять свои коллекции в интернете и финансовые трудности. Искусство в медиасфере – недешевое удовольствие.


Дарья Загвоздина

Газета.RU


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе