ИНТЕРНЕТ, КОТОРЫЙ ЛОПНЕТ

Сетевые компании размещают свои акции по заоблачным ценам, заставляя аналитиков и инвесторов все чаще говорить о надувании на рынке нового спекулятивного "пузыря". Может ли интернет-проект стоить дороже транснациональной нефтяной компании? У нормального человека это в голове не укладывается, но инвесторы - народ особый.

   Акции Groupon инвесторы расхватали как горячие пирожки. Их не смутили ни высокая цена, ни убыток в $400 млн с лишним, который компания показала по итогам прошлого года. Капитализация скидочного сервиса сразу после размещения составила $12,7 млрд, а к середине минувшей недели подскочила до $15 млрд. Столь значительная переоценка компании биржевыми игроками, а также сверхудачные размещения акций другими сетевыми ресурсами заставили многих аналитиков заговорить о появлении на фондовом рынке нового "пузыря" в секторе интернет-компаний и о грядущем "кризисе доткомов-2". Предполагаемое IPO соцсети Facebook, оцениваемое в $100 млрд, либо может стать началом нового биржевого краха вроде обвала акций интернет-компаний в 2000 году, либо Марк Цукерберг сослужит рынкам добрую службу, собрав как пылесосом все "лишние" деньги спекулянтов рынка и затормозив тем самым раздувание "пузыря".

   Разговоры о скором втором кризисе доткомов (первый, напомним, случился в 2000 году. - "Профиль") идут с конца 2007 года. Тогда социальные сети стали демонстрировать взрывные темпы прироста клиентской базы. Правда, память о лопнувшем в 2000 году дотком-пузыре и разбушевавшийся мировой кризис охладили на время страсти. Но то, что интернет-компании не просто выстояли на фоне "схлопывания" финансовых, автомобилестроительных и других бизнесов, но и сохранили объемы рекламы и приумножили число пользователей, вновь вдохновило инвесторов. Не меньшую роль сыграла и политика ФРС США, накачивавшей Уолл-стрит дешевыми деньгами (нацбанки других стран также приложили руку к появлению у инвесткомпаний и банков большого объема "лишних" денег). По словам старшего аналитика ИК "Риком-Траст" Владислава Жуковского, сегодня практически во всех сегментах финансового рынка наблюдается сильная перегретость, и в особенности это касается сектора высокотехнологичных компаний.

   Неудивительно, что 2011 год стал годом громких IPO интернет-компаний. Это вновь дало аналитикам повод для разговоров о появлении "пузыря" и скором неминуемом "крахе доткомов", ведь капитализация интернет-компаний превышала показатель годовой выручки в десятки раз. К примеру, капитализация российских Яндекса и Mail.ru на момент размещения (Яндекс проводил его в конце 2010 года, а Mail.ru - весной 2011-го) составляла $8 млрд и $5,71 млрд соответственно, тогда как их выручка за 2010 год $439,7 млн и $324,7 млн, не говоря уже о размерах чистой прибыли в районе $100 млн. Не менее успешно провела размещение и социальная сеть для делового общения LinkedIn, чья капитализация на момент IPO в мае этого года (аккурат перед выходом Яндекса) составила $4,25 млрд при выручке 2010 года в $243 млн.

   Но то, что случилось со скидочным сервисом Groupon, выходит за рамки разумного. Инвесторы оценили его в сумасшедшие $12,7 млрд, а в первый же день торгов на NASDAQ акции интернет-ресурса подорожали еще на 31%. Биржевых игроков не испугал даже тот факт, что компания накопила долгов на $420 млн, а прошлый год закончила с убытками в $413 млн при выручке в $713 млн.

   Не испугал инвесторов и бэкграунд одного из совладельцев компании - Эрика Лефкофски (до размещения ему принадлежало 22%), который известен своим умением красиво подать и продать инвесторам провальные интернет-проекты. Первый свой "блин комом" Лефкофски испек в преддверии первого краха доткомов, когда под проект интернет-магазина спортивной одежды Brandon Apparels он влез в долги, которые нечем было отдавать. В итоге Brandon Apparels свернули. В 2000 году проект Лефкофски Starbelly.com, ориентированный на сегмент b2b, был продан компании Ha-Lo Industries, после чего та стремительно обанкротилась. После этого Лефкофски создал компанию InnerWorking, вывел ее на IPO в 2006 году, и почти за полгода акции выросли в цене на 82%. Но затем, как пишет журнал Fortune, InnerWorking выставила на рынок еще 8 млн бумаг (больше, чем при размещении), как потом оказалось, 5 млн из которых продал сам Лефкофски, не выдержав полугодового эмбарго на продажи после IPO. Его неверие в перспективы компании соответствующим образом сказалось и на отношении инвесторов - сейчас InnerWorking существует, но не процветает, а стоимость бумаг варьируется в районе цены размещения.

   Groupon имеет все шансы повторить историю с красивым началом и плохим финалом. Сейчас оценка компании слишком далека от справедливой: интерес инвесторов был подогрет эффектным двухнедельным роад-шоу Groupon, во время которого CEO Эндрю Мейсон с командой "перекричал" скептиков, считавших, что купонная модель себя уже изжила и что темпы роста этого бизнеса будут быстро снижаться. Несмотря на горящие глаза инвесторов, аналитики фондовых рынков не скрывают своего скепсиса относительно будущего Groupon. "Инвесторы, покупающие эти бумаги сразу после IPO, принимают на себя риски, - говорит Джозеф Шустер, основатель агентства IPO research and investment house IPOX Schuster. - Возможно, это хорошая сделка для дневного трейдера - купить и продать акции в течение одного дня, но лично я воздержался бы от долгосрочных инвестиций в такие бумаги".

   Аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков считает, что инвесторы сейчас сами "рады обманываться" по поводу некоторых активов и сами же создают конъюнктуру, при которой мультипликатор Р/Е (отношение рыночной капитализации компании к размеру ее годовой прибыли) у доткомов часто оказывается выше, чем у игроков других секторов. К примеру, тот же Groupon имеет капитализацию, в 20 (!) раз превышающую выручку за 2010 год. В то время как у представителя реального сектора - например, нефтяной компании BP - мультипликатор на уровне 6, а у российской МТС - 13.


   "Дело в том, что доткомы, проводя роад-шоу, закладывают агрессивные темпы роста, опираясь на то, что проникновение Интернета растет, и расти еще есть куда, и идеи по монетизации сервисов тоже есть, и все прекрасно. Отсюда и берется привлекательная оценка компаний. Правда, после IPO часто случается так, что заложенные темпы роста не выдерживаются и интерес инвесторов угасает", - говорит аналитик "Альфа-Капитал" Никита Емельянов.

   Это очень напоминает картину, предшествовавшую кризису доткомов начала 2000-х. Тогда инвесторы, вдохновленные потенциалом нового массового явления - Интернета, возлагали на этот рынок большие надежды. Размещения были одно другого дороже, но каждый раз оказывалось, что компании не имеют за собой ничего, кроме далеких и туманных перспектив. 10 марта 2000 года индекс NASDAQ фондовой биржи, специализирующейся на акциях высокотехнологичных компаний, достиг своего максимального исторического значения в 5132,52 пункта, что было вдвое выше показателя годичной давности. После этого всего за пять дней индекс рухнул до 4580 пунктов. Инвесторы начали избавляться от интернет-компаний, за чем последовал ряд громких банкротств. Интернет-магазины Pets.com, eToys.com, проведя многомиллионные IPO, разорились спустя несколько месяцев. Стоимость акций eToys, к примеру, упала с $84 за бумагу до $0,09!

   Впрочем, не все эксперты фондового рынка склонны драматизировать положение. Некоторые аналитики считают, что ситуации "тогда" и "сейчас" качественно различаются. Анастасия Обухова из "ВТБ-Капитал" считает, что причиной краха доткомов в начале 2000-х стало то, что в интернет-проекты было "много инвестировано, но практически ничего не монетизировано". Это был естественный процесс, когда нужно было построить инфраструктуру, наполнить Интернет "смыслом", провести разъяснительную кампанию, привлечь массового пользователя, придумать сервисы и то, как на них заработать деньги. Но дело слишком затянулось - сети строились долго, пользователи приходили медленно, понимания, как на них заработать, долго не было, и поэтому, когда случились первые банкротства, инвесторы быстро потеряли веру в интернет-активы, что стало причиной массового обвала на NASDAQ.

   "Сейчас ситуация совсем другая. Во-первых, в Интернет привлечена огромная масса пользователей, но при этом рост проникновения продолжается и темпы его высокие. Во-вторых, у проектов появилась аудитория и - самое главное - понимание того, как эту аудиторию можно монетизировать, - говорит Анастасия Обухова. - Кроме того, у доткомов появляется осязаемое обеспечение: реальная инфраструктура и логистика у магазинов, аудитория у социальных сетей, рекламные объемы у поисковиков".

   Именно эти качественные отличия и свидетельствуют в пользу того, что пока о второй серии "кризиса доткомов" речь не идет. "Сегодняшняя ситуация с завышенными мультипликаторами интернет-компаний - это не столько нагнетание "пузыря", сколько реальный переход бизнеса в Интернет. Смотрите, через Интернет сегодня продается все: от вещей до контента, развлечения, игры и телевидение - тоже в Интернете, база знаний - там же, банкинг и биржевая торговля - все в онлайн. Все это уже хорошее обеспечение, поэтому и "пузырем" это не назвать", - считает аналитик AC&M Consulting Александр Шатиков. Иная ситуация и на бирже NASDAQ, в индексе которой высок удельный вес "старых" компаний вроде Amazon, Google или Apple, имеющих достаточно разумные рыночные оценки. "Надо отметить, что сейчас даже недавно разместившиеся компании вроде Mail.ru или Яндекс оцениваются более или менее адекватно - уже не в 20 раз выше своей выручки, а примерно в 12, - напоминает Илья Раченков. - Индекс NASDAQ находится сейчас в спокойном состоянии на уровне 2100, и резких скачков нет. К примеру, когда случился крах доткомов в 2000 году, индекс превышал 5100". Однако Раченков согласен с тем, что возможное банкротство такого известного и переоцененного новичка, как Groupon, вполне может сыграть роль спускового крючка коррекции котировок вниз.

   Существует мнение, что "моментом истины" для доткомов станет размещение акций самой популярной социальной сети Facebook (800 млн пользователей во всем мире). Эксперты оценивают компанию в сумму до $100 млрд и предполагают, что IPO Facebook станет крупнейшим в истории размещением акций интернет-компании (сейчас пальма первенства у Google с $23 млрд). Кроме того, это еще и самое ожидаемое размещение, которое откладывалось уже несколько раз - то на конец 2011 года, то на начало 2012-го, а теперь и вовсе на осень следующего года. "Компания рано или поздно выйдет на открытый рынок, - заявил основатель Facebook Марк Цукерберг в интервью журналу Fortune. - Однако это случится не в ближайшем будущем, а когда соцсеть будет готова". С финансовой точки зрения Facebook чувствует себя неплохо: по оценке аналитиков, в первом полугодии 2011 года выручка соцсети удвоилась, достигнув $1,6 млрд, а чистая прибыль составила почти $500 млн. Но как дела обстоят на самом деле, неизвестно: компания свои показатели не раскрывает.

   По мнению некоторых западных экспертов, затягивание с размещением может быть связано с тем, что компания хочет удержать ценных сотрудников, которые должны закончить разработку новых ключевых сервисов, привлекая их перспективами хороших бонусов после IPO. Но более вероятно другое объяснение: Facebook подогревает интерес инвесторов и сам рынок, которые буквально молятся на детище Цукерберга. Уже сейчас оценочная капитализация соцсети в $100 млрд выше, чем у мировых добывающих и промышленных гигантов вроде "Роснефти" или Ford. И если стоимость размещения будет именно такой, то это будет еще один аргумент в пользу "теории пузырей". Швейцарские ученые, специалисты по бизнес-рискам Дидье Сорнетт и Петер Кауэлс из Высшей школы Цюриха ETH подсчитали, что биржевая стоимость Facebook вообще находится в пределах от $15,3 млрд до $32,9 млрд.

   Сверхуспешное размещение соцсети снова утвердит инвесторов в мысли, что Интернет "может все", что это - самый интересный, быстрорастущий (прогнозируется, что к 2015 году постоянно Интернетом будут пользоваться почти 3 млрд человек) и прибыльный сегмент. Это откроет путь на биржу стартап-мелюзге с любыми интернет-проектами. Что в очередной раз может дискредитировать отрасль и спровоцировать-таки новый кризис. Но Илья Раченков считает, что не все так очевидно и после IPO соцгиганта возможны разные сценарии развития ситуации: "Наиболее вероятным мне кажется то, что дорогое размещение Facebook, которое оттянет на себя деньги инвесторов, на какое-то время закроет дверь для других масштабных IPO доткомов. По крайней мере до тех пор, пока не появится какой-то новый взрывной сервис".

   Поэтому эксперты рынка советуют инвесторам не слишком переоценивать дотком-компании и более взвешенно подходить к покупке активов. Пиар может быть очень красивым, но реальные показатели бизнеса никто не отменял.


Денис Рябоконов


Профиль


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе