Дуумвираты отнюдь не изобретение нового времени

Как это было и чем заканчивалось в истории России


Классический пример дуумвирата — царь Иван IV и татарский царевич Симеон Бекбулатович. В 1575 году Иван Грозный, чтобы ослабить чужими руками чересчур окрепшую и ставшую опасной опричнину, «уступил» престол Симеону, удалился из Кремля, оставив, впрочем, за собой международные дела. Однако уже на следующий год он вновь официально стал полноправным правителем всея Руси. Лояльность «преемника» не осталась незамеченной, и последний, будучи пожалован титулом «великого князя Тверского», отправился в почетную ссылку (The New Times писал об этом в № 13 от 31 марта 2008 года).


В начале Смутного времени (1598—1613) история с дуумвиратом повторилась. Сын Ивана IV Федор Иоаннович формально царствовал при фактическом правителе боярине Борисе Годунове. После смерти царя Федора в 1598 году на Земском соборе Борис Годунов был избран новым государем. Однако он не воспринимался легитимным правителем, так как его подозревали в организации убийства законного наследника царевича Дмитрия.


Чаще дуумвираты завершались трагически. Петр I, пользуясь формальным поводом — беспорядками в армии («стрелецкий бунт» 1698 года), избавился от регентства своей старшей сестры Софьи Алексеевны. Царевна была заточена в Новодевичий монастырь.


Более кровавым оказался финал дуумвирата Петра III и его супруги Екатерины II. Дуумвират просуществовал всего 186 дней. После чего законный наследник престола 9 июля 1762 года был отстранен от власти более сильной Екатериной, а затем спустя 8 дней убит при не выясненных до конца обстоятельствах. После смерти Екатерины Великой император Павел I приказал перенести его останки в Петропавловский собор и собственноручно произвел обряд коронования праха своего отца.


Подготовил Андрей Мартынов


Вдаль от надзора


Где искать онлайн-убежища


Вдаль от надзора. Генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил, что контроль над социальными сетями сможет предотвратить социальные возмущения. Его коллега из Казахстана Асхат Даулбаев согласился: государства должны сообща противодействовать этому злу. Как восприняло эти известия интернет-сообщество — разбирался The New Times


В профессиональной вебмастерской среде в последние годы возникло выражение «интернет-эмиграция». Еще до высказываний российского прокурора и его товарища, после серии историй о том, как личные данные пользователей Рунета попадали в руки посторонних, а владельцев излишне свободных онлайн-ресурсов приглашали на беседы в компетентные органы. Пользователи стремятся обезопасить себя от ненужного внимания и стараются забраться в онлайновые убежища.


Куда бежать


Речь в данном случае идет не только о блогах и сайтах, но и о привычных сервисах вроде электронной почты или социальных сетей. Растет число российских аккаунтов среди пользователей Gmail и Facebook, тогда как некоторые российские проекты подобного типа в конечном итоге маргинализируются.


Владельцам веб-сайтов пока тоже есть куда бежать — на хостинг-форумах обсуждают: «Посоветуйте, где взять сервер — подальше от России». Пользователи готовы осваивать зарубежные платежные системы, переписываться с техподдержкой на неродном языке, но быть уверенными в том, что в дата-центре никто не «сливает» их файлы с сервера на флешку по чьей-то настойчивой просьбе.


Спрос рождает предложение, и уже сами хостеры не стесняются гордо заявлять о том, что они намеренно отказались от работы с российскими дата-центрами, а ведь еще пару лет назад коллеги и клиенты сочли бы такой шаг или неприличным, или попросту странным. Технический анализ, проведенный The New Times, выявил, что все особенно заметные ресурсы, вызывающие неудовольствие российских властей, размещаются за рубежом. Сочувствующий террористам «Кавказ-центр»**12 сентября сайт «Кавказ-центра» был признан экстремистским, и по решению суда российские интернет-провайдеры будут обязаны ограничить доступ к доменам этого веб-ресурса. выбрал для себя Швецию, оппозиционная Партия народной свободы — Австрию, «Движение против нелегальной иммиграции», демократическое движение «Солидарность», да и знаменитый «РосПил» хостятся в США. Наблюдая за тем, как пользователи убегают из зоны контроля, охранители авторитарных режимов предпринимают шаги для закрытия онлайн-границ.


В некоторых странах меры были приняты в самом начале — например, в КНДР доступа к зарубежным сайтам никогда не было практически ни у кого, исключение составляют разве что посольские работники, сотрудники корейских спецслужб, партийное руководство и редкие иностранцы, которые в Северной Корее обычно находятся в вакуумном, но при этом прекрасно контролируемом пространстве. На Кубе до реформ Рауля Кастро в Cеть могли выходить только туристы, заслуженные врачи и партработники, теперь такая возможность появилась и у простых смертных, но только в специальных клубах и за огромные деньги. Как ни странно, сравнительно либерально развивается ситуация с интернетом в Туркмении: президент Гурбангулы Бердымухамедов выходить в Cеть разрешил, и в стране появились интернет-кафе. Впрочем, и сейчас попасть в онлайн можно только под бдительным контролем товарищей в погонах, а доступ ко многим опасным для режима сайтам (включая в первую очередь Twitter, LiveJournal, Facebook и YouTube) закрыт.


Президент Белоруссии Александр Лукашенко 1 января 2010 года подписал указ, обязавший всех юридических лиц и предпринимателей вернуться в Байнет до 1 июля 2010 года, то есть перенести свои веб-ресурсы из зарубежья на белорусские серверы. При этом привязки к национальной доменной зоне.by нет — белорусы могут использовать и.com, и.ru, для властей важно лишь физическое размещение сайтов и их материалов на территории страны. Оппозиционные и просто неугодные силовикам сайты тем не менее размещаются за рубежом. Их пытаются или «положить» DDoS-атаками, или ограничить к ним доступ на уровне провайдеров. Существует и «цензура рублем»: зарубежный трафик (передача информации) для владельцев и арендаторов серверов стоит невероятно дорого. А вот национальный трафик, напротив, совершенно бесплатный.


В Казахстане похожая ситуация — интернет успешно регулируется на законодательном уровне. Все сайты Казнета по закону являются СМИ, их функционирование регулируется законом «О средствах массовой информации». В отличие от минских коллег, которые пока еще несмело блокируют «вражеские» ресурсы, казахские провайдеры этим занимаются уже не первый год. «Живой Журнал» больше года был полностью недоступен через сети большинства национальных интернет-провайдеров.


Блогеры, не разбирающиеся в технических сторонах сайтостроения, могут взять курс в сторону американского аналога «Живого Журнала» — Dreamwidth.org (см. The New Times № 28 от 5 сентября 2011 года) или сервиса блогов Blogger.com от Google. Конечно, так же уютно, как на Livejournal, там не будет, зато опасаться виртуальных репрессий и кибер-гопников не придется. Тем же, кто готов вникать в настройку веб-скриптов (что, безусловно, требует времени и усердия), следует смотреть в сторону западного сегмента Всемирной сети.


Как обойти


Чтобы получить доступ к «запрещенному» сайту на уровне домашнего или национального провайдера, существует несколько надежных вариантов. Прежде всего так называемые зеркала известных ресурсов — скажем, для офисных работников придумали сайт «Мы не рабы» (minerabi.ru), позволяющий пользоваться социальной сетью «ВКонтакте» через сторонний адрес, служащий этаким виртуальным шлюзом. Сейчас подобные сайты (icqdostup.ru, dostupest.ru и т.п.) обслуживают «офисных рабов», но когда под запрет попадают информационные ресурсы, запасной вход создается и для них — такой опыт давно практикуется в несвободных странах. Куда более комфортный способ обходить запреты и одновременно скрывать свой интернет-маршрут от посторонних — это VPN (virtual private network — виртуальная частная сеть). Компьютер подключается к специальному серверу, который меняет ваш IP-адрес и шифрует передаваемый трафик без особых задержек соединения. (В арабских странах, где существует масса моральных и идеологических запретов, этим сервисом пользуются многие.) Заказать эту услугу можно у одного из многочисленных VPN-провайдеров. Американские сервисы Goldenfrog.com и Strongvpn.com продадут аккаунт хоть с лондонским, хоть с пекинским IP — в зависимости от ваших целей и предпочтений. Британский сервис Hide My Ass! (буквально «Спрячьте мою задницу» — hidemyass.com) помимо прочего предлагает своим пользователям анонимную электронную почту и защищенный файловый хостинг для передачи медиаматериалов, попадание которых в чужие руки нежелательно. Те же, кто никому не доверяет, могут сделать свой собственный VPN — для этого понадобится арендованный в нужной стране сервер и базовые умения системного администрирования (или услуги системного администратора). Тем же, кто просто хочет просматривать новости, хватит и бесплатных сервисов типа Dostyp.ru или Anonymouse.org.


Пока же в России идет невидимая борьба. Потенциально опасные для властей сервисы, как, например, ЖЖ или ICQ, постепенно покупаются российскими компаниями — как считают многие, для прямого контроля российскими органами. Прокремлевскую молодежь учат замусоривать оппозиционные площадки, генерируя бессмысленные сообщения и провоцируя оппонентов на бесполезные споры, что часто лишает обычных пользователей желания и возможности принимать участие в подобных обсуждениях. Наконец, оппозиционные сайты, «неправильные» СМИ и немногочисленные площадки сетевой свободы «ложатся» под действием DDoS-атак.


Терентьев Алексей

 

The New Times


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе